Русская колонизация. Процент обратничества в 1906-1915 гг.

Всплыл на днях вопрос успешности столыпинских реформ (на самом деле реформ Николая), в том числе переселения русских в азиатскую часть России. Некто tranceriver ничтоже сумняшеся стал утверждать, что всё провалилось, в частности половина переселенцев возвратилась домой: "выхлоп был минимальный по сравнению с затраченными усилиями при этом ещё большая половина вернулась назад,т.е. по сути реформа провалилась". Вроде даже при Советах не решались совсем уж явно возводить напраслину, помимо прочего это и опасно, так как легко установить, когда именно произошло реальное заселение Сибири и Дальнего Востока. Но некоторых современных бойцов несёт и несёт. Поэтому небесполезно уточнить что, да как было. У одного из историков-аграрников Щагина Э.М. довольно подробно разобраны результаты кампании по помощи переселенцам в Азиатскую Россию.
Примерно перед русско-японской войной Правительство встало на путь более активной переселенческой политики. Результаты её были самые положительные, что вообщем-то очевидно. Но критики царизма, понятное дело, успели накрутить и тут. В целом признавалось то, что переселение было значительным, но акцент делался на возврат части крестьян обратно, дескать, вот доказательство провала этой части реформы.
На самом деле ничего особо страшного в обратничестве не было, да и размеры его преувеличивали. Щагин в одной из статей сборника "Очерки истории России, её историографии и источниковедения", М., 2008 рассматривает вопрос применительно к территории ограниченной "двумя губерниями Западной (Тобольской и Томской) и тремя губерниями и областями Восточной Сибири (Енисейской, Иркутской и Забакайльской), двумя областями (Амурской и Приморской) русского Дальнего Востока, а также четырмя областями (Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской), Степного края и Туркестана" (с.147).

Он в частности пишет: "Статистика переселенческого движения в Азиатскую Россию в связи с реформой...недостаточна точна. Более того, её сведения нередко весьма произвольно используют историки и публицисты. Чтобы подкрепить невысокую эффективность переселений столыпинской поры, берутся суммарные данные о количестве переселенцев и ходоков и сопоставляются с цифрами тех и других, возвращавшихся на родину. Такого рода исчисления грешат серьёзными искажениями. Не учитывается, в частности то, что главной задачей ходоков было зачисление участков земли за пославшими их родственниками и земляками и при том, не обязательно оставаться на этих участках. Вот почему от 70 до 80 и более процентов всех ходоков, как показывают данные переселенческой статистики, возвращались домой с тем, чтобы вновь отправиться со своими домочадцами и другими односельчанами осваивать ранее зачисленные за ними и их пославшими односельчанами участки. Происходит при этом почти что двойной счёт значительной части людей, участвовавших в переселенческом движении сначала в качестве ходоков, а затем - переселенцев.
Кроме того, в общее количество так называемых обратников включаются не только неудачники с их семьями, но и такие же одиночки. Под видом последних ехали, пользуясь льготным переселенческим тарифом, временные наемные рабочие или временно возвращались на родину домохозяева переселенческих семей для ликвидации там своего хозяйства, оставленного в качестве своеобразной страховки на случай неудачного закрепления на новом месте. "Поэтому, - справедливо отмечал В.А.Тресвятский, являвшийся крупным знатоком переселенческой статистики - бПереудет правильнее из общего числа обратных переселенцев выделить в особую группу семейных переселенцев, обратное движение которых свидетельствует о более глубоких причинах, вызывающих это явление". А именно на таких цифрах, игнорирующих упомянутые обстоятельства, делал расчёты А.М.Анфимов, завысивший в своей последней книге, посмертно опубликованной его учениками, процент переселенческого обратничества с 16.2 до 27.2%" (сс.149-150).
"вслед за земледельческой росла и торгово-промышленная колонизация. При этом та и другая тесно переплетались, вследствие чего вчерашние рабочие становились крестьянами-земледельцами, а вчерашние крестьяне-пахари и скотоводы - рабочими или торгово-промышленными служащими" (с.152).
Таблица с данными о количестве переселенцев (без ходоков), заметны перепады в процессе заселения Азиатской России, была и смена правительственного курса, в 1910-1915 гг. упор делался уже на качество заселения.


ЖЖ Е.Михайлова

Дополнительная информация