А.А.Кофод. Разверстание. Особенности
- Подробности
- Опубликовано 09.05.2009 00:01
- Просмотров: 2448
Весьма показательно, что даже после истфака я очень смутно представлял себе основной хозяйственный смысл ядра аграрной реформы - разверстания. Как конкретно оно влияло на жизнь домохозяйства, как именно более рациональное землеустройство приводило к росту производства. В книге Кофода эти вопросы довольно подробно разъясняются. Также он описывает и особенности влияния выдела на крестьянскую жизнь.
"Влияние разверстаний в большой степени зависело от той формы, которая придавалась при этом наделам отдельных крестьянских хозяйств. Там, где каждый крестьянин получал всю причитающуюся ему площадь в одном хорошо закруглённом куске, на который переносились все постройки, - там с самого начала чувствовался сильно повышенный интерес к ведению хозяйства. Удалялись подлесок и кустарник, предпринималось осушение, и во многих местах до сих пор господствующее трехполье сменялось теперь многолетним севооборотом с посевом клевера. Что касается скотоводства, то собранные сведения однозначно указывали, что разверстание и вызванное этим прекращение совместного выпаса скота имело следствием очень резкое повышение молочной продуктивности. Особенно выразительно высказался староста большой разверставшейся деревни Черняхов на Волыни, много раз упоминавшейся во второй мировой войны:
-До разверстания наши бабы обвиняли друг друга в колдовстве: "Ты заговорила мою корову, она совсем не отдаёт молоко", только и слышалось летом, и такие дела все время рассматривались в волостном суде. Теперь нет больше колдуний в деревне, все коровы отдают молоко.
Случай, который в немалой степени служил мне доказательством стимулирования значения радикальных разверстаний на расселившихся, я пережил пару лет спустя в том уголке Псковской губернии, где крестьяне уже в 1904 году начали разверстываться, не дожидаясь вмешательства в это дело законодательных властей. Однажды я ехал с местным председателем землеустроительной комиссии по освещённой солнцем пыльной проселочной дороге. Твердыми, уверенными шагами шёл он вперёд в том же направлении, что и мы.
-Кажется, он не обращает внимания на жару, - заметил я.
-Да, действительно. Но он ведь хуторянин.
-Вы его знаете?
-Нет, но я вижу это по походке.
-Скоро увидим, правы ли Вы.
Мы поравнялись с мужиком.
-Откуда ты?
-Из Ивановки.
-Вы разверстались?
-Да, наша деревня разверсталась одной из первых, и я переселился на хутор.
Когда он узнал, кто мы такие, он начал рассказывать, как он обосновался там у себя. Мы обязательно должны заехать посмотреть его хозяйтство. Делать ничего - мы посадили его на козлы и покатили к его мальнькому владению, а он без остановки рассказывал нам, что он уже сделал и что планирует сделать в будущем" (сс.170-171).
Особое внимание Кофод обращает на радикальное разверстание - выселение на хутора. Вот его оценка влияния на пьянство. "Русский крестьянин - человек общительный. Только если это пьяница, ему может прийти в голову одному, но процент кресьян-пьяниц совсем небольшой. Другое дело, если крестьяне собираются в группу. Тогда они пьют до тех пор, пока в бутылке что-то ещё есть. Но так как теперь расселившиеся крестьяне не каждый день встречались с односельчанами, как это бывает у живующих в деревне, и так как к тому же, как сказано выше, они запускали свои общественные обязанности, т.е. ходили на сходы, то среди русского сельского населения пьянство прекращалось вместе с переселением." Зато про латышские районы, Кофод говорит, что там пьянство усиливается, так как "русскому крестьянину нужно общество чтобы пить, и тогда он напивается допьяна, если водки достаточно для этого. Латыш же берёт водку домой и пьёт её там один или с женой".
Кофод продолжает: "Более единобразно отношение разных народов к дракам и судебным процессам. С того дня, когда мысль о разверстании дискутируется в первый раз, и до того дня, когда реформа осуществлена, дерутся страшно во всех районах разверстаний, и так много, что число жалоб со стороны пострадавших может служить указателем деревень, где происходит разверстания...То же было и со всякими удебными делами. Перед разверстанием могла быть масса дел о праве на долю в общем наделе, но, как только разверстание произошло, все судебные процессы такого рода прекращались. На мой вопрос о том, как живут крестьяне в хуторских хозяйствах, я получал во всех волостных судах один и тот же ответ:
- Мы не знаем, как они живут. Они сюда никогда не проходят, разве что чтобы уплатить подати."(сс.172-173)
Кофод грамотно проанализировал мотивы крестьян пойти на новую систему и проблемы, которые есть в этом процессе. В том числе его заинтересовала позиция женщин: "Консервативный элемент деревни, женщины, были вначале почти повсюду против разверстания и особенно против расселения. Особенно они боялись, что прекращение общей пастьбы даст им работы со своей скотиной больше, чем они в состоянии справиться. И ещё они были против расселения потому, что боялись стать слишком одинокими на своих хуторах...
Я хотел знать их откровеннное мнение о том, как они чувствуют себя на хуторах. Поэтому я начал с сочувствия им:
- Не скучно ли вам здесь, посреди поля? Тут же совсем не с кем посудачить.
- Нам не нужно убивать время в болтовне, - ответили мне. - У нас дома полно дел. А ещё - от кур мы получаем теперь намного больше, чем раньше. Раньше от них было больше хлопот, чем радости: то сосед жалуется, что они забрались в его огород, то мы не знаем, где они несутся - дома или в чужом сарае.
К этому надо добавить, что по всей России было принято: то, что выручалось от продажи яиц, было личным доходом хозяек. Поэтому куры для них имели такое большое значение. На деньги, полученные от продажи яиц, они покупали украшения себе или своим дочерям. Поэтому скупщики яиц в России того времени, возили с собой большой запас лент, гребешков, пёстрого ситца и всевозможных украшений.
Однако, главной причиной полной удовлетворенности их жизнью на хуторах было то, что одна из них выразила слвами:
- А ещё наши мужики не пьют больше и не бьют нас.
Теперь я знал, как сломлю сопротивление женщин...Из тех мест, где имелись внешние условия для безболезненного разверстания, нужно было организовать экскурсии в соответствующие места, где уже были произведены удачные разверстания с расселением. Прибывшие сюда экскурсанты должны были быть предоставлены сами себе. Без участия каких бы то ни было чиновников они должны будут маленькими группами ходить с хутора на хутор и расспрашивать хуторян, как они ведут своё хозяйство и с какими результатами.
Теперь же я знал также, что экскурсанты должны взять своих жен с собой" (сс.175-176).
ЖЖ Е.Михайлов http://mikhailove.livejournal.com/14927.html