Воинствующий дилетантизм

Попалась как то на глаза статья к.э.н. Льва Мельникова "Агония дилентантизма" в "Псковской губернии", с попыткой осмыслить социально-экономическое положение в области и оценить работу областной власти (http://gubernia.pskovregion.org/number_178/08.php). Статья написана в эмоциональном стиле с приговором нынешней команде, вынесенным в заголовок. К сожалению, уровень статьи не выдерживает никакой критики, и анализ проведён совершенно неадекватно, ну а апломб только подчёркивает беспомощность мысли.

Начинает автор правильно с демографии. И тут же демонстрирует удручающую безграмотность. По его словам "после прихода Михайлова убыль населения выросла в 6 раз". Прямо открытие в демографической науке. Учёные всего мира не могут разобраться с вымиранием белой расы, а оказывается во всём виноват Михайлов. Нельзя же кандидату наук, тем более экономических так подходить к фактам. Сокращение населения в Посковской области отмечается постоянно с конца 20-х годов, когда миграционный отток населения превысил естественный прирост, в 1926 году на Псковщине ( в нынешних границах) проживал 1674 тыс. человек.

С 1964 года впервые в Советском Союзе была зафиксирована естественная убыль населения, то есть смертность превысила рождаемость и это произошло именно в Псковской области. Для сравнения, в Новгородской области это случилось в 1985 году. Естественно, уезжала прежде всего молодежь и область давно уже попала в демографический заколдованный круг депопуляции. Сегодня население чуть больше 740 тысяч, и его средний возраст - почти 41 год, это самое старое население на Северо-Западе. Отсюда и высокая смертность.

В начале 90-х в Россию хлынул поток людей, уезжавших из бывших советских республик, этот поток частично улучшил демографические показатели. В том числе и в Псковской области, которая к тому же стала местом дислокации ряда новых воинских частей, выведенных из других территорий. Скажем, в 1994 году положительное сальдо миграции составило 11 тыс. человек. Но уже к середине 90-х поток иссяк, хотя положительное сальдо миграции, то есть превышение приехавших на жительство по отношению к выбывшим, сохраняется почти все последние годы (сегодня за счёт внутрироссийской миграции) оно составляет, в лучшем случае сотни, а не тысячи человек и не может компенсировать естественной убыли. Плюс неразумная политика Правительства, хотя бы в отношении акцизов на алкоголь, привела с 2000 года к резкому росту смертности от неестественных причин по всей России.

Неужели г-н Мельников не знает этих очевидных и дилетанту обстоятельств? Как раз Михайлов постоянно пытается изменить ту же акцизную политику Правительства, можно было бы и морально поддержать его, если уж озабочен автор смертностью русского населения. Любой мало-мальски подготовленный и ответственный аналитик сделал бы простой вывод, что неблагоприятные демографические процессы сложились десятилетия назад, набрали чудовищную инерцию и развернуть их силами Псковской области, по меньшей мере сложно. А в качестве анекдота, заметим, что никакой губернатор даже, если бы хотел, не смог бы увеличить в 6 раз ежегодное сокращение населения, это просто бред.

Такой же дилетантский подход и в экономическом анализе. Простой пример, как известно с/х производство по статистике состоит у нас из двух примерно равных частей: с/х организаций и хозяйств населения. Если численность сельского населения быстро падает, падает и количество трудоспособных в сельхозпредприятиях, то что будет происходить с объёмами сх производства? При этом никакой заслуживающей внимания сх политики на уровне Федерации не замечено, всё сброшено на уровень субъектов, большинство из которых имеют резко дефицитные бюджеты и не могут финансировать сельское хояйство на приемлемом уровне. А ценовые пропорции в стране поддерживаются такие, что рентабильно вести хозяйство очень сложно. Отсюда сокращение, и в первую очередь в хозяйствах населения. Областная власть пытается приостановить этот процесс, но не располагает достаточными ресурсами, к тому же в прошлом году растениеводство сильно пострадало от дождей.

Впрочем, определённая стабильность всё-таки достигнута и ряд показателей ( скажем, надои) более-менее постянно увеличиваются. Сравнение по стоимости с Новгородом, не может не вызвать удивления. Неужели г-н Мельников не заметил, что в натуральных показателях превосходство Псковской области сохранилось, а приближение новгородских объемов к псковским по стоимости, должно было вызвать по меньшей мере вопросы у исследователя. Как это так, в натуре разрыв сохранился, а в рублях исчез? Мельников этого парадокса не заметил. На самом деле, причина - в особенностях статучёта. Просто в Новгороде применили в учётных целях значительно более высокие цены на основные виды сх продукции. При этом значительная часть этой продукции, особенно в хозяйствах населения, вообще никогда не выходит на рынок и по каким ценам её учитывать - отдельный вопрос. Уже по уточнённым данным, ситуация изменилась в пользу псковичей.

Такой же легковесный подход и по бюджету. Приводит Мельников цифры трансфертов: 1998 год - 389, 2003 - 2141, называя рост федеральной помощи "социальным иждивенчеством". Это просто глубочайшее непонимание существа социально-экономических процессов, происходящих в России. Но мы планируем посвятить этому распространённому мифу отдельный материал. А пока укажем на то, что в 1996 году, до Михайлова Псковской области был определён трансферт в 683 млн., получила она - 583, в 1997 году план - 583, получено - 484. Так что федеральные трансферты из-за падения нефтяных цен и безумной финансовой пирамиды, построенной Московой, в начале работы Михайлова только сокращались, и это приводило к тяжелым проблемам. Да и в 2004 году дотация сокращена до 1948 млн., при том, что только зарплата бюджетникам выросла на 30%.

Правильно Мельников отмечает гигантское падение промышленного производства к 1996 году на более, чем 75 % ( по стране - на 50). Это фактически полный развал промышленности. Но он почему то не делает есиественный логический вывод: как имея на руках разваленную промышленность, её восстановить, да ещё не прибегая к "социальному иждивенчеству", то есть без специальной помощи Центра, по воле которого, кстати, развал и произошёл. Полный кишмиш в голове. кандидата наук. Разве не ясно, что среди промышленных предприятий существует конкуренция за рынки сбыта, за инвестиции. И в ситуации, когда промышленность области  рухнула, её конкурентноспособность ниже, чем в других регионах. Структура сохранившихся производств, также не блестящая, нет крупных предприятий, нет экспортных, нет присваивающих природную ренту, нет работающих на потребительские рынки. Как это создать, если то же самое хотят сделать все остальные регионы. Все же знают простой закон: "Бедные беднеют, богатые богатеют". Для борьбы за ресурсы нужны ресурсы. Добавьте, ещё несправедливую тарифную систему, неравенство по бюджетной обеспеченности и т.д.

Тем не менее, процесс восстановления объемов идёт с 1998 года, и темпами выше среднероссийских. Так за первые 4 месяца этого года рост составил 9%, что выше среднероссийских 7,5%, причём у нас нет топливной промышленности, которая последние годы является локомотивом роста в России. Констатация псковских проблем, это хорошо, но сваливание их на губернатора, дескать, не может их решить, это больше чем дилентатнизм, это ещё и инфантильность. Ведь, нормальный экономист посмотрит, какие есть у власти возможности, какие инструменты, что можно было реально, (причём не теоретически, а конкретно, исходя из наличных кадров, средств, уровня местного бизнеса) сделать, а чего сделать было невозможно.

Но до такого уровня Мельникову очень далеко. В резюме он вообще скатился на базарный стиль. Ему мерещится "нездоровая общественно-психологическая атмосфера" показателем которой служит вал заказных убийств и покушений, который якобы катится по области. Можно подумать, он не в России живёт. На самом деле, уровень криминального влияния на власть и бизнес у нас ниже, чем по стране, можно даже не приводить сответствующие примеры.

А такими безответственными и не соответствующми действительности оценками Мельников только портит имидж области, да и отравляет эту самую атмосферу подрывая доверие общественности к власти, которая пытается вывести область из тяжелейшего и системного кризиса, в который она попала уж точно не в ноябре 1996 года и из которого наметились хотя бы направления выхода.

Дополнительная информация