"Завтра" о псковском прошлом

Достаточно болезненная для нас тема сохранения и правильного использования памятников истории и культуры попала на страницы газеты "Завтра", там появилась статья, рассказывающая о прошедшей в ноябре большой дискуссии, приуроченной к открытию известного холма Проханова. Об этом же событии писала Е.Ширяева в "Псковской губерни" в публикации " «Надо бомбить «центр»" (ссылка). В материалах есть, конечно, неточности, есть лакуны, но вопрос важный, интересный и внимание к нему более чем оправданно. Интересно и то, что былые надежды С.Ямщикова, основного будителя-защитника псковских памятников, на новую АПО развеялись. Ямщиков, правда, часто сильно перегибает, но то что он бьёт тревогу в Москве в целом хорошо:

  "ЕСТЬ ТАКАЯ ПАРТИЯ — ПАМЯТНИКИ ЗАЩИЩАТЬ

  В минувшую субботу под Псковом, в день проведения акции протеста несогласных, без шума и крика, без популистских лозунгов прошло совещание подлинных патриотов "другой" России. Особенность взгляда на жизнь участников этой деловой встречи заключается, в первую очередь, в понимании ими первостепенной роли культуры в жизни нашей страны и, конечно, древнерусского города Пскова. Им не нужно высоких должностей — они у них есть, не нужно известности — их знают и уважают далеко за пределами России. Самая заветная мечта участников этой встречи, состоявшейся в окрестностях Священного холма, — сохранить для потомков в целости и сохранности то, что досталось от предков.

  Гостиничный комплекс "Плесков", расположенный в живописных окрестностях Старого Изборска, был выбран не случайно для проведения "круглого стола" по актуальной теме: "Псков. Прошлое, настоящее и будущее. Проблемы сохранения памятников истории и культуры". Открытие здесь в начале ноября Священного холма — памятника единению России, стало важным событием в жизни большинства псковичей. Напомню, что первое упоминание об Изборске в летописи 862 года связано с легендой о месте княжения младшего брата Рюрика — Трувора. Находясь на северо-западе Руси, Изборск первым принимал на себя полчища врагов с Запада и активно участвовал в грандиозных походах сначала Киевского государства, а затем Новгорода и Пскова. В 1510 году после присоединения Пскова к Московскому княжеству Изборск стал передовым форпостом Русской земли. С начала XIII и до середины XVI веков многочисленные осады крепости врагами оказывались безрезультатными. Изборск выдержал не менее восьми осад и только однажды попадал в руки литовцев, проникнувших в крепость обманом. Зная героическую историю этих мест, легко понять, почему в период активного навязывания России западных "ценностей" и поп-культуры, это место было выбрано для возведения Священного холма, почему оно привлекает лучших людей России, ищущих ответы на извечные русские вопросы: кто виноват, и что делать? Говоря словами когда-то популярной песни, здесь, на кургане, сердце не может солгать.

  Первым "пробным" мероприятием, проведенным в "Плескове", был "круглый стол" с участием политологов, философов, экономистов. Участники встречи, организованной накануне Дня единения России идейным главным вдохновителем символического землеприношения Александром Прохановым, пытались понять, какое будущее у России, определить пути ее нравственно-духовного и культурного возрождения.

  Прошло меньше месяца, и у этого символического русского древа познания добра и зла вновь собрались выдающиеся люди современности: те, кто не только болеет душой за державу, но и готов практически бескорыстно помочь родной стране. На этот раз в форуме приняли участие искусствоведы, археологи, художники-реставраторы, ответственные работники Министерства культуры и массовых коммуникаций, архитекторы, члены Московского и Псковского отделений защитников памятников.  

  ЧТОБЫ УНИЧТОЖИТЬ НАРОД, НУЖНО УНИЧТОЖИТЬ КУЛЬТУРУ

  Несмотря на то, что эта грустная истина известна людям с незапамятных времен, в сегодняшней России культуре, к сожалению, придается третьестепенное значение. Судя по тому, что Псковский областной комитет по культуре и туризму вообще проигнорировал совещание, а его председатель в лице В.В. Остренко не счел нужным даже поручить кому-либо из многочисленных клерков встретить на вокзале гостей из Москвы и Санкт-Петербурга, в Пскове положение с культурой и наследием — критическое. Между тем, нашему городу есть, что терять. Как известно, Псковская земля — одна из древнейших в России. На ее территории находятся 5358 объектов культурного наследия, в том числе — 372 памятника федерального значения. Такие памятники, как Псковский кремль, музей-заповедник "Михайловское", Мирожский и Псково-Печерский монастыри имеют мировую известность. Одним из важнейших туристических объектов являются Псково-Печерский монастырь и музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское". С каждым годом все более привлекательным для туристов становится музей-заповедник "Изборск", расположенный на площади около 8 тысяч гектаров. Но и этим не исчерпывается перечень местных достопримечательностей. В области есть музеи-усадьбы, связанные с именами видных деятелей русской культуры и науки, включая А.Н.Римского-Корсакова, Ал.Алтаева-Ямщикову, М.П. Мусоргского, С. В. Ковалевскую. Кроме Пскова еще 13 исторических мест включено в перечень исторических поселений. Их потенциал практически не используется. Надо ли говорить, в каком состоянии находится большинство этих памятников истории и культуры с тех пор, как государство сняло с себя ответственность по уходу за ними? Они скорее способны отпугнуть туристов, а не привлечь.

  Поэтому приглашение председателем Ассоциации реставраторов России Саввой Васильевичем Ямщиковым, давним другом нашего города, своих коллег — лучших российских специалистов к серьезному разговору, можно сравнить с вызовом неотложной скорой помощи. Забегая вперед, скажу, что вопреки холодному приему со стороны официальных лиц, больше заботящихся о чести мундира, чем об общественном благе, совещание удалось. Благодаря красноречию С.В. Ямщикова, кстати сказать, опекающего культурное наследие Пскова с неподдельной искренностью и строгостью любящего отца, участники представительного собрания были названы им в духе времени Партией защитников памятников. Против такой партийной принадлежности никто из присутствующих не возражал. Авангард новоиспеченной "партии" составили: "сам" — искусствовед, заслуженный деятель России и член Российской академии естественных наук С.В. Ямщиков; археолог А.Н. Кирпичников — зав.сектором Института истории материальной культуры Академии наук России, доктор исторических наук, член президиума Центрального совета ВООПИК; реставратор монументальной живописи С.В. Филатов — директор Межобластного научно-художественного управления; Ю.Г. Бобров — проректор по научной работе Института имени И.Репина Российской Академии Художеств; Г.И. Кадышев — член-корреспондент Российской академии архитектуры, профессиональный защитник памятников; В.А. Ливцов — член президиума Центрального совета ВООПиК и В.М. Никитин — заведующий отделом Департамента госполитики Министерства культуры и массовых коммуникаций России.

  Тема "Псков. Прошлое, настоящее и будущее", предложенная для обсуждения "небожителям" российской культуры и местной творческой элите, была в буквальном смысле выстрадана С.В. Ямщиковым. Впрочем, немалых нервов и шрамов на сердце стоит также участие в сохранении неповторимого облика Пскова и А.Н. Кирпичникову, поскольку строительные компании взяли в привычку закатывать в бетон богатейший культурный слой исторической части города. Немало нажил седых волос и художник-реставратор монументальной живописи С.В. Филатов, чье ведомство курирует реставрацию фресок в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря (XIIв.), церкви Рождества Богородицы (XIVв.) Снетогорского монастыря и церкви Успения в Мелетове (XVв.). Скудное финансирование реставрационных работ из федерального бюджета — а других дополнительных средств нет — привело к тому, что, к примеру, до сих пор в Снетогорском монастыре стоят леса, построенные отцом Филатова в 1946 году. Уже сгнила железная кровля на церкви, прослужившая более тридцати лет, а реставрация, не сказать, что стоит, но и продвигается как-то незаметно. Федеральные структуры скорее делают вид, что финансируют реставрацию уникальной монументальной живописи. Иначе этот процесс не затянулся бы на многие десятилетия. По словам С.В. Филатова, при полноценном финансировании можно было бы завершить реставрационные работы в трех церквях за два-три сезона и наконец-то явить миру шедевры, созданные художниками Древней Руси. Словом, за плечами у каждого участника совещания — богатый негативный опыт, приобретенный в Пскове. Зачастую желание специалистов принести пользу Пскову оборачивается для них скандалами и ссорой с отцами города. Один из таких конфликтов, порожденных горячим стремлением С.В. Ямщикова привести в порядок Покровскую башню, возрожденную в 70-е годы его другом — бывшим фронтовиком, архитектором-реставратором В.П. Смирновым, в конечном счете, дал мощный импульс для проведения "круглого стола".  

  И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

  Этим летом Савва Ямщиков больно задел своей критикой самолюбие руководства нашего города. Особенно он уязвил честолюбие мэра М.Я. Хоронена, считающего себя отменным "хозяйственником”. Поводом для обострения отношений стал короткий телесюжет, созданный Саввой Ямщиковым совместно с Аркадием Мамонтовым, автором программы "Специальный корреспондент". Из телесюжета, посвященного закладке на земле Старого Изборска Святого Холма, Михаил Яковлевич узнал, как сегодня выглядит Покровская башня — уникальный памятник русского оборонного зодчества XV-XVI веков. К слову сказать, кровля Покровской башни сгорела так давно, что сегодня уже мало кто может вспомнить, когда именно случилось несчастье. Благодаря телеканалу "Россия" мэр наконец-то увидел собственными глазами, а не из докладов подчиненных или окна служебной машины, в каком состоянии находятся достопримечательности города. Оказалось, что территория Покровского комплекса в последние годы напоминает большую помойку. Только самые отважные туристы осмеливаются заглянуть в этот исторический уголок Пскова, да и то в дневное время и группами.

  Что можно говорить о состоянии других псковских памятников, когда с молчаливого согласия руководства города и области, общественности в столь запущенном состоянии находится уникальный памятник фортификационного искусства. Покровская башня редкое сооружение не только для Северо-запада России, но и Европы. Пять веков назад, когда строилась Покровская башня, ее высота с кровлей достигала 60 метров. В Европе высота крепостных сооружений, относящихся к Средневековью, была в два раза меньше. Кроме того, все осады псковских крепостей проходили по определенной технологии — с углов, чтобы контролировать реку. Две башни, которые многократно подвергались осаде — это Покровская и Варлаамовская. (Вторая представляет собой руины). Там проходили самые кровопролитные бои. Поэтому особую печаль Саввы Васильевича вызвала именно тот факт, что нынешнее поколение псковичей забыло о боевых заслугах Покровской башни, о том, что она является символом воинской доблести псковичей и всего русского народа.

  Тогда, летом, Савве Васильевичу пришлось несладко, но благодаря его критике все вдруг пришло в движение. Этот патриотический порыв, к сожалению, быстро иссяк. Но благодаря критике Ямщикова-Мамонтова наконец-то был скошен бурьян на территории башни. За одно это им большое спасибо. Как и следовало ожидать, обещание руководства области восстановить деревянную кровлю к выборам в Государственную думу вскоре было забыто в пылу политических сражений. Да и что значит для любителей публичной политики, масштабных пиар-акций какая-то крыша памятника?! (Да Покровская башня отличный пример полного наплевательства Кузнецова на свои обещания и пренебрежения мнением скобарей, с его деньгами, мог бы и в благотворительном плане хоть что-нибудь значимое сделать, ведь как пиарил Покровку - Ред.)Другое дело, открытие Священного холма — событие всероссийского уровня, которое широко освещали центральные СМИ. Довольно высокий холм терялся в ярком "хороводе" флагов "Единой России". Но на совещании, посвященном псковским достопримечательностям, где от участников требуются не столько слова, сколько дела, никто из политических деятелей замечен не был. Жаль. Ведь в адрес заслуженного деятеля искусств России С.В. Ямщикова было высказано множество упреков. Особый гнев вызвало его сравнение нынешнего состояния Пскова с тем, что он увидел в кинохронике 1944 года, когда Советская Армия освободила город от нацистских полчищ. Лучшего места для реванша оппонентов Ямщикова, чем "круглый стол", кажется, трудно было бы найти. Но его противники, похоже, решили сэкономить силы для полемики с политическими противниками. Рано или поздно культура, которую они не берут в расчет, вступит в свои права и померится силой с нефтью и газом. 

  КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

  Итак, на совещании, которое проходило по инициативе вдохновителей проекта Священного холма, в числе которых видные общественные и политические деятели, администрация Президента РФ, был обсужден ряд наболевших проблем культурной жизни Пскова. Ведь предстоящая Олимпиада в Сочи обязывает руководство страны подготовить на "отлично" не только спортивные сооружения, учреждения питания и досуга, но и объекты туристического показа. Для многих зарубежных гостей приезд на Олимпиаду в Сочи станет поводом для знакомства со страной. Кроме того, с 1 января Псков будет граничить с шенгенской Европой и станет в буквальном смысле воротами России на Запад. По образному выражению одного из московских гостей В.А. Ливцова, сам Псков является символом России.

  Итогом совещания, как подчеркнул его председатель С.В. Ямщиков, станет обращение к правительству, президенту В.В. Путину, в котором будут изложены конкретные предложения по сохранению уникальных памятников, а, значит, самого Пскова. Большинство участников встречи убеждены, что сохранить Псков для потомков сможет только специальное постановление правительства и соответствующее финансирование. Документ, которого с таким нетерпением ожидают жители и друзья нашего города, должен стать чем-то вроде современного аналога постановления Совета Министров СССР 1944 года. В холодные и голодные годы, когда еще шла война, под личным контролем Сталина было начато восстановление 15 русских городов, олицетворявших нашу страну. В этот заветный для русского народа список был включен и древний Псков, разрушенный почти полностью. Во многом благодаря труду реставраторов старшего поколения в нашем городе сегодня еще остались объекты истории и культуры, которые представляется возможным спасти.

  Полярные точки зрения в отношении действий местных руководителей высказали Савва Ямщиков и проректор Института имени И. Репина Юрий Бобров. Но "комплимент" Боброва в адрес местных специалистов, общественности я бы назвала сомнительным. Савва Васильевич, к примеру, не раз публично заявлял, что Псков сегодня находится в худшем состоянии, чем после немецко-фашистской оккупации. По его словам, тогда, в годы Великой Отечественной войны, у Пскова было истерзано врагами тело, а сегодня — изранена его душа (Это явное и абсолютное преувеличение - Ред.). В первую очередь, — пренебрежительным отношением, непониманием чиновников от культуры того, какие богатства им достались в наследство. Чтобы избежать упрека в предвзятости, приведу только один пример из выступления другого участника, А.Н. Кирпичникова. По словам ученого, сенсационную археологическую выставку "Тайна варяжской гостьи", в основе которой лежит обнаруженное псковскими археологами богатое захоронение женщины скандинавского происхождения, можно было бы провести по всей Европе. Это позволило бы Псковскому музею-заповеднику на заработанные средства решить множество насущных хозяйственных и творческих проблем. И так во всём, начиная от создания Музея фрески до восстановления сгоревшей в пожаре более десяти лет назад кровли Покровской башни. Слова ответственных псковских работников, к сожалению, слишком часто расходятся с делом. Остается надеяться или на то, что "заграница нам поможет", или уповать на специалистов из Москвы и культурной столицы — Петербурга. 

  А В ОСТАЛЬНОМ, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА, ВСЁ ХОРОШО!

  Сдержанный в выражении эмоций проректор института имени Репина Юрий Григорьевич Бобров считает, что изменения к лучшему за те тридцать лет, что он привозит студентов на практику, в Пскове все-таки происходят. Правда, их не так много, как хотелось бы. Заметить перемены к лучшему может лишь тот, кто хорошо помнит реалии прошлого. По словам Юрия Григорьевича, впервые приехавшего в Псков в 1974 году, фондохранилище музея было расположено в Солодежне на берегу Псковы, памятнике XVII века, где весной и осенью по иконам текла вода. Каждое лето хранитель фондов была вынуждена сушить на веревке экспонаты из ткани. Позже комплекс музейных зданий пополнился сооружением, построенным по новейшим для того времени технологиям. Сотрудники музея тотчас после новоселья окрестили это безликое здание из стекла и бетона "крематорием". Местом для хранения богатейшей коллекции живописи и икон стал сырой подвал с паровым отоплением — сочетание губительное для лакокрасочного слоя старинных икон и картин. Тогда ему, коллегам и студентам пришлось много трудиться, чтобы вывести древнерусское собрание живописи из аварийного состояния. По воспоминаниям Ю.Г. Боброва, территория Мирожского монастыря была в те достопамятные времена частью городского пляжа. Рядом со Спасо-Преображенским собором, стены которого украшают фрески XII века, стоял пивной ларек, а неподалеку от него — пост милиции. Юрию Георгиевичу, на долю которого выпало немало сражений с псковскими алкоголиками, а также боев местного значения в начальственных кабинетах за спасение монастыря, сегодняшние проблемы не кажутся столь катастрофичными, как Ямщикову. Если вдуматься, можно ли ругать псковские власти, позволившие построить гостиницу рядом с церковью Богоявления — жемчужиной мировой архитектуры, когда он помнит, как церкви служили отхожими местами!? (Вот это правильно - Ред.)

  Нежелание руководства области принять помощь из рук московских и петербургских специалистов, стать партнерами в этом благородном деле трудно понять. Это происходит в ситуации, когда областной бюджет не имеет возможности оказывать действенную финансовую помощь для поддержания в достойном состоянии памятников. За те годы, что Ю.Г. Бобров сотрудничает с нашим городом и Псковским музеем-заповедником, в сфере культуры было много кадровых перестановок, но ситуация, по его словам, в городе по-прежнему остается тяжелой. Мало того, сегодня большинство жителей города не знают, где находится Псковский музей-заповедник! Что уж говорить о драгоценностях архитектуры, живописи, иконописи, которые есть в Пскове?! К слову сказать, руководитель Федерального Агентства по культуре и массовым коммуникациям Михаил Швыдкой, посещавший летом Псков с рабочим визитом, предложил передать коллекцию живописи и икон на хранение в Москву. Горький опыт передачи в конце 50-х годов полотен голландских и французских художников XV-XVI веков у псковских "музейщиков" уже есть: двадцать лучших картин из псковской коллекции живописи не вернулись из столицы.

  По словам участников ученого собрания, неудовлетворительное состояние псковских памятников вызвано комплексом нерешенных проблем. Во-первых, местные чиновники от культуры работают без энтузиазма. Во-вторых, из областного и федерального бюджетов не выделяется денег в нужном объеме, и, в-третьих, на территории Псковской области закон о культурном наследии не работает в полной мере. Ни один из нарушителей регламентов застройки в исторической части Пскова, ни один из руководителей строительных фирм, закатавших культурный слой в бетон или разрушивший памятник археологии или архитектуры, никто никогда в Пскове и области не понес адекватного наказания. Да и Совет по культурному наследию, созданный при губернаторе М.В.Кузнецове, собирался лишь однажды. Чего стоит одна только визитная карточка Пскова — гостиница-долгострой в центре города?

  Надо ли удивляться тому, что сегодня на крепостных стенах Окольного города растут деревья и кустарник, что густо разросшийся самосев разрушает многие памятники и, в том числе стены Изборской крепости. Псковская "Швейцария" — Старый Изборск и Изборско-Мальская долина деградируют на наших глазах. Площадь зарастающего Городищенского озера уменьшилась на треть, скудеют Славянские ключи и святые источники, купание в которых превращено предприимчивыми туроператорами в доходный бизнес. Да и широко разрекламированное начинание комитета по культуре "Железный град" — реконструкция быта и нравов средневековой Европы, принес, по словам ученых, сомнительную рекламу и пользу Изборскому музею-заповеднику: культурный слой от 20 сантиметров до 1 метра шириной значительно пострадал во время мероприятия. Особенно, когда в землю вбивались деревья, служившие опорой для шатров и палаток.

  Несмотря на то, что на совещании было рассмотрено множество болевых вопросов, касающихся охранных археологических раскопок, ненадлежащих условий хранения музейных редкостей, отсутствия денег на реставрацию фресковой живописи, конфликтов музея и органов охраны памятников с епархией, в целом оно носило позитивный характер. Эта встреча была обусловлена не только меняющимися реалиями времени, но и велением сердец многих энтузиастов, день за днем, год за годом делающих работу по спасению культурного наследия Пскова. Совещание помогло составить объективную картину в сфере охраны псковских памятников, выработать первоочередные мероприятия, благодаря которым, возможно, впоследствии будет создана целевая программа по спасению памятников, а, значит, самого Пскова.

  Мы прекрасно понимаем, что, по большому счету, все российские учреждения культуры — заложники той несовершенной управленческой модели, которую представляет триада: Министерство культуры и массовых коммуникаций, Федерального агентства по культуре и массовым коммуникациям и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Сотрудники министерства занимаются выработкой государственной политики, а агентство наполняет целевые программы конкретными мероприятиями, определяет, кому и сколько дать денег. Притом, что все мероприятия включаются в программу на конкурсной основе, а специалисты и комиссии отражают предпочтения самого Михаила Швыдкова, предпочитающего классическому искусству современное, нужды Пскова вряд ли будут им поняты. После окончания процесса разграничения прав собственности на федеральные и региональные памятники, а, значит, и разграничения источников финансирования, у большинства псковских достопримечательностей не останется даже надежды на лучшую долю. Нам остается только верить в волшебные силы Священного холма, благодаря которым что-то уже начинает меняться к лучшему в настроении, самооценке псковичей. Может быть, когда-то и у культуры появится высокий покровитель, и она из Золушки превратится в прекрасную принцессу, перед которой будут смиренно склонять головы те, кто прежде её обижал или не замечал вовсе.

  Материал подготовила Ирина Ефимова, редактор отдела "Культура" газеты "Новости Пскова" " (ссылка).

Дополнительная информация