Хелпкейс. Как ударили по русской нефти
- Подробности
- Опубликовано 03.10.2018 09:01
- Просмотров: 1337
C определённым запозданием на Хелпкейс вышел новый мой материал:
"В Российской Федерации практически нет забастовок. Но не потому, что нет у трудящихся проблем, или в стране такое сильное профсоюзное движение, которое решает все вопросы превентивно, – его тоже нет. А вот до революции забастовок хватало. Самым активным центром забастовочного движения был Баку. Что вообще-то удивительно. Так как это был богатый нефтяной регион.
Двадцатый век называют веком нефти, а Россия к началу столетия стала мировым лидером по производству и потреблению этого ресурса. Империя покрывала более половины всей мировой добычи и экспортировала не сырую нефть как СССР, а нефтепродукты: мазут и керосин.
Более того, Россия была на передовых позициях по использованию нефти. Например, уже в 1900 году на отечественных железных дорогах главным топливом была нефть – 40.5% всего потребления, лишь затем шёл уголь – 35.2, а потом – дрова (24.2 процента).
Всё шло хорошо, до поры, до времени. Никакой борьбы рабочих и предпринимателей не намечалось. Но в июле 1903 г. в Баку разразилась всеобщая стачка.
«Её особенностью стали внезапность, неожиданность, необъяснимость. Июльская забастовка самих рабочих захватила врасплох, неожиданно – словно огромная снежная лавина», – подчёркивалось в «Трудах Первой всесоюзной конференции историков-марксистов» 1930 года. «Даже требования рабочих не были сформулированы. Справедливо отмечалось, что на вопрос заводской администрации, почему бастуют, чего им надо, от отдельных рабочих получали часто несуразные ответы...»(А.Иголкин, Ю.Горжалцан. Русская нефть о которой мы так мало знаем, М., 2003, с.105).
Никаких объективных причин не существовало. Экономист В.И.Фролов указывал, что «в 1903 г. положение бакинских рабочих было не хуже, чем в 1902 г. и предшествующие годы» (Там же, с.105). Однако среднемесячная добыча нефти упала с 52.1 млн. пудов до 35.8 млн.
После начались поджоги. Самый крупный пожар произошёл в сентябре, он унёс не менее 820 тыс. тонн нефти.
Формально руководили стачкой социал-демократы, а как раз в июле начался организационный Второй съезд РСДРП в Лондоне. Многие увязывают бакинские стачки с тогдашним англо-русским соперничеством, тем более что Британия вступила в 1902 г. в военный союз с Японией и подталкивала её к войне. Правда, англичане, у которых не было тогда своей добычи, сами занимались торговлей русским керосином и хорошо на этом зарабатывали. Но бизнес в таких случаях обычно уступает национальным интересам. К тому же главный экспортёр Маркус Самюэль как раз перед стачкой подписал соглашение с голландцами о создании компании «Ройал Датч Шелл», которая имела собственные нефтяные ресурсы в Азии.
Удар был сильный, но это послужило только началом. В разгар русско-японской войны в декабре 1904 года в Баку началась ещё одна стачка, в организации которой активно участвовал Сталин. В ходе двухнедельной забастовки были сожжены 225 вышек. Добыча нефти в декабре 1904-го упала на 30 млн. пудов. Потом в феврале 1905 г. случилась армяно-азербайджанская резня.
Но, видимо, было мало. Историк русской нефти А.Иголкин пишет: «20 августа 1905 года в Баку начались массовые убийства, грабежи и поджоги, каких после присоединения к Российской империи Кавказ ещё не видел. Летом среди неграмотных рабочих-персов, традиционно выполнявших в Баку самую тяжёлую работу, неожиданно появились земляки с проповедями мусульманского фанатизма. Это были муллы-софты, заклинавшие, что «каждый неверный достоин смерти». Как они попали в Баку из Персии – неизвестно, но когда начался погром, рабочих-персов буквально гнали на грабежи. Их же гнали на поджоги. Они плакали, но жгли. Восстановить сожжённые скважины чаще всего было невозможно...
В результате августовских событий цены на нефть выросли с 14.6 копейки за пуд в 1904 до 36 копеек в сентябре 1905. Начался массовый переход на каменный уголь. Были потеряны и экспортные рынки. Экспорт нефтепродуктов из России упал с 119.2 млн. пудов в 1904 до 51.44 млн. в 1905 и до 47.96 млн. в 1906 году» (Там же, с.110).
Вывод Иголкин делает следующий: «были разработаны экономико-математические методы, позволяющие точно определить ту решающую отрасль в стране, удар по которой способен вызвать наибольшие потрясения всей экономики государства. Такой ключевой отраслью – болевой точкой в России начала 20-го века была нефтяная отрасль. Это доказали и события последующих лет. Ведь беспорядки в Баку отнюдь не закончились в 1905 году.
Бакинские события 1903-1905 в огромной степени повлияют на будущее России и всего мира. Для России они спровоцируют последующий «эффект домино», когда недостаток нефтяного топлива обернётся острым «топливным голодом» в 1910-1914 годах. Пришедший на замену нефти уголь не сможет покрыть потребностей в топливе. В свою очередь, чрезвычайная загрузка железных дорог углём отодвинет на второй план такой важный груз, как хлеб» (Там же, с.111)".