20 лет спустя

Пришла новая статистика по рынку алкоголя, в которой есть интересные для псковичей моменты. 20 лет назад, решая задачу, где быстро найти доходы для бюджета, я взялся за рынок алкоголя. Провели его коренную перестройку, придушили левак и возобновили собственное производство. При этом выработали свою собственную политику, состоящую из целого ряда мер. Прошло 20 лет, никто на Псковщине серьёзно в плане интересов государства и населения этим рынком не занимается, производство погибло, доходов никаких нет, а на прилавках засилье привозной продукции с большой долей нелегального алкоголя. А вот в Татарии люди солидные: "Как следует из данных Росстата, в первом полугодии 2016 года российские заводы произвели совокупно 291 млн л водки, что на 9,5% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Объем крепких настоек вырос еще больше — на 38%, до 23 млн л.

Крупнейшим производителем крепкого алкоголя в стране в отчетном периоде стал «Татспиртпром», принадлежащий правительству Татарстана, — компания произвела 52,7 млн л водки и ликеро-водочных изделий, превысив показатель первого полугодия 2015 года на 61,5%. Производство компании «Синергия», лидировавшей по итогам первой половины прошлого года, выросло не так значительно — на 34,22%, что оставило ее на втором месте с показателем 45,6 млн л.

В пресс-службе «Татспиртпрома» связали взрывной рост производства с курсом компании на внешнюю экспансию. В 2016 году компания из Казани впервые отгрузила за пределы республики больше продукции, чем продала внутри Татарстана. По данным «Татспиртпрома», рост продаж в регионы России вырос в 2,5 раза, поставки на экспорт — в три раза.

Конкуренты «Татспиртпрома» из числа крупнейших производителей водки отмечают, что успех госкомпании обеспечили монополизация внутреннего рынка республики и дотации от правительства. «На рынок Татарстана по-прежнему крайне сложно зайти, — посетовал в беседе с РБК топ-менеджер крупной алкогольной компании-производителя. — К тому же, я знаю, им компенсируют часть уплаченного акциза из бюджета, что снижает себестоимость». Слова собеседника РБК косвенно подтверждают данные розничного мониторинга Nielsen — в топ-10 самых продаваемых водок в Казани нет ни одной, произведенной не «Татспиртпромом»".

Федералы в лице Дворковича, помню года 3 назад, собирались (понятно в чьих-то интересах) покончить с дотациями, да, видно, не сильно получилось. Там, где региональное начальство покрепче, оно продолжает гнуть свою линию. Про наше псковское даже не говорю, они не способны на такие подвиги, как борьба на этой поляне. Сейчас вроде Хлопонин пытается в очередной раз перенести налогообложение с производства на потребление, типа тогда регионы будут бороться с нелегальной продукцией. Довольно спорная посылка. Но пока что действует прежняя схема, акцизы платятся с производства, из них вроде 40% идут регионам, остальное в федеральный бюджет.

Специально для тех, кто реально желает разобраться, повторяю свою позицию по охране здоровья населения. Дотации, то есть снижение цены в наших условиях как раз снижают вредные последствия от потребления алкоголя, так как уменьшается доля в потреблении непитьевого алкоголя и суррогатов. Ну и плюсом уменьшается криминал, так как левак становится менее выгодным. В подкрепление пара цитат.

Глава Росалкогольинспеции Республики Татарстан Игорь Марченко: "Не только знаток алкогольного рынка Вадим Дробиз говорит о необходимости снижения стоимости алкоголя, но и наш читатель: «Как вы считаете, если государство перестанет зарабатывать на алкоголе за счет высоких акцизов, а вместо этого предоставит покупателю безопасный недорогой алкоголь, будет ли меньше производиться суррогатной продукции, а следовательно, будет меньше отравлений и летальных исходов? Не исключаю, что все это должно делаться совместно с усиленной пропагандой здорового образа жизни». (Алмаз)

— Если цена легального алкоголя будет ниже, то количество суррогата будет существенно меньше.

Размер акциза могут снизить?

— Такая возможность обсуждается, в частности, президент Татарстана говорит, что акциз нужно снизить со 100 до 30 рублей на одну бутылку и забыть о суррогатной продукции. Потому что будет уже невыгодно этим заниматься".

Сам Вадим Дробиз директор центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» поясняет существующую ситуацию с завышенной ценой: "Сейчас легальный алкоголь у нас в стране неоправданно дорогой. Европеец на пособие по безработице может купить себе 200 бутылок крепкого. Сколько бутылок алкоголя может купить на пособие житель Казани или Набережных Челнов? 10 - 20. И на всем постсоветском пространстве такая ситуация, в этом причина появления такого количества нелегального спиртного".

Так что за 20 лет ничего лучше того, что мы придумали, используя конечно опыт других регионов, пока что никто не сделал. Более того у федералов вечные шарахания из стороны в сторону, нет внятной идеи, а есть  делёжка денежных потоков, в том числе теневых. На Псковщине же вообще пустота.

Дополнительная информация