Турчин против Цецерского

"Псковская губерния" описала уже сложившийся конфликт области и города. Цецерский, который ещё года полтора назад на каждом углу хвалил АПО и лично губернатора теперь завяз в позиционных боях. Причиной же стала его довольно приличная по псковским мерках популярность, рост которой, потенциально опасный для областной власти, был пресечен системными действиями АПО:

"Спустя год администрация области вновь пытается сместить Ивана Цецерского, но теперь уже с помощью депутатов возглавляемой им Псковской гордумы

Фигура депутата Псковской гордумы Григория Турчина, неожиданно всплывшая в конце декабря в региональном медиапространстве, стала ответом областной власти на укрепление политических амбиций главы Пскова Ивана Цецерского. Политическая пауза администрации региона, связанная с процедурной невозможностью простым путем избавиться от г-на Цецерского, закончилась: агитационно-пропагандистский блок «жёлтого дома» решил разрушить позиции главы города изнутри возглавляемого им представительного органа. Правда, вряд ли инициаторы нового политического проекта полностью отдают себе отчёт в том, что произойдет, если вместо действующего руководителя городской Думы её возглавит, например, г-н Турчин.
Депутат Псковской городской Думы Григорий Турчин с подачи губернатора Андрея Турчака не прочь примерить на себя сюртук главы Пскова. Фото: Пресс-служба Псковской городской Думы

Политический Рубикон губернатором Андреем Турчаком (а никто другой, конечно, не мог дать команду «Огонь!») перейден, и он был обозначен 6 декабря минувшего года демонстративно бестактным смещением Ивана Цецерского с символической, но политически значимой должности председателя Ассоциации «Совет муниципальных образований Псковской области» [ 1].

История, напомню, началась с того, что Григорий Турчин, ранее не выделявшийся ни красноречием, ни гиперактивностью, в конце ноября оказался в центре внимания подконтрольных областной администрации СМИ, где прицельно сосредоточился на критике деятельности Псковской городской Думы и – завуалировано – главы города вместе с его заместителями. Г-ну Турчину придали соответствующую «озвучку» и «подсветку».

Сначала темой для громкой критики стало нежелание главы города согласиться на проект бюджета Пскова на 2013 год, обрезанный по лекалу областной власти [ 2 ], потом очень удачно для оппонентов городского главы выпал обильный снег [ 3].

Ремарки г-на Турчина были настолько внезапны и неприятны, что депутаты гордумы во главе с председателем комитета по регламенту и депутатской этике коммунистом Виктором Дулей вызвали Григория Турчина на «товарищеский суд», за, дескать, оскорбительные высказывания в адрес народных избранников, которыми, по словам г-на Турчина, «кто-то верховодит».

Наверняка, когда гордумцы вызывали коллегу Турчина на заседание комитета по этике, в голове у депутатов была не столько фраза про то, что ими «кто-то верховодит», а в целом ситуация атаки на депутатов изнутри, разрушение достаточно позитивного имиджа «команды Цецерского» и дружащих с ней депутатов от оппозиции. И осуждали депутаты Турчина – негласно, конечно же – не за некорректные фразы, а за то, что в этой – пока официально не объявленной – политической войне их коллега напрямую начал игру на стороне областной администрации, как и еще один отставной военный, Сергей Никифоров.

Сам политически неопытный г-н Турчин свою ангажированность скрывал не особо активно, словно нехотя: «А что здесь подыгрывать, если вокруг нас действительность? Посмотрите, сколько за годы губернаторства Турчака в области сделано, какие огромные инвестиции привлечены!», – слегка прямолинейно заявлял не признающий за собой греха Григорий Михайлович в ответ на обвинения в подыгрыше областной администрации.

Тем не менее, раскачка лодки изнутри дала о себе знать: в последний «бюджетно-снежный» месяц противостояние областной администрации и городских властей перестало быть таковым с формальной точки зрения: в соответствии с планами областных политтехнологов, междоусобицы начали сотрясать саму городскую Думу.

Причина, почему на фоне непростого социально-экономического положения не только областного центра, но и всего региона на снижение рейтинга городской Думы в целом и главы Пскова в частности оказались брошены значительные ресурсы, оказалась банальна: об этом, не стесняясь, сказал председатель комитета по внутренней политике Псковской области Роман Романов, публично заподозривший главу Пскова в губернаторских амбициях, в ответ эту точку зрения с попыткой иронии комментировал и сам Иван Цецерский: мол, а про главу Великих Лук Николая Козловского почему не вспомнили, тоже ведь – глава.

Ведомство того же г-на Романова, а также ряд других, более высокопоставленных, чиновников, ответственных в администрации области за политический блок, год назад несколько раз подряд село в лужу с отставкой г-на Цецерского, которой хотели добиться в поисках крайнего ответственного за поражение «Единой России» на территории Пскова на парламентских выборах губернатор и его команда [ 4].

В итоге Иван Цецерский не только сохранил свой пост главы муниципалитета и получил статус секретаря политсовета Псковского городского отделения «Единой России», но и выиграл выборы в городскую Думу, приведя в городской парламент в большинстве своем лояльную себе команду, публично позиционированную как «команда Цецерского».

Для незнакомого с теневыми политическими процессами обывателя губернатор пошел на попятную, а глава Пскова выиграл.

С учётом неприятного опыта конца 2011 года, в процессе которого Андрей Турчак запомнил, что отправить главу Пскова в отставку могут только депутаты городской Думы, но не губернатор, выбивать стул из-под градоначальника было решено изнутри: в соответствии с Уставом Пскова и законом о местном самоуправлении.

Разумеется, вопрос политической позиции и принадлежности к тому или иному блоку внутри парламента – вопрос личный, к тому же одномандатник Григорий Турчин – политик де-юре независимый, не входящий ни в одну из фракций, о чем он неоднократно и настойчиво за эти недели напоминал.

И если Турчин стал «послом доброй воли» (по другой версии, «троянским конём») администрации Псковской области в Псковской гордуме (в число не менее активных апологетов региональной власти можно включить и трёх работающих на руководящих должностях в государственных учреждениях области депутатов: Сергея Никифорова, Сергея Калинина, и, в некоторых ситуациях, более взвешенного Игоря Сиротина), то остальным депутатам с этим придется смириться и перестроить свою работу.

Бросается в глаза, что, несмотря на очевидное проведение «политики Турчака» в городской Думе, ни Григорий Турчин, ни его соратники пока не называют свои намерения своими именами. Команда «Пли!» ещё не поступила.

Хотя г-н Турчин, ранее не вхожий в большую политику и не очень знакомый с тонкостями дипломатии, наверное, уже превзошёл своего визави по красноречию и «производству перлов». Чего стоит совет не подпускать на пушечный выстрел депутатов к бюджету: «Всё-таки этот документ должны делать специалисты, а не депутаты. Если депутаты вмешиваются, то это очень негативно на бюджете сказывается», – сформулировал свой особый взгляд на муниципальное нормотворчество и бюджетный процесс г-н Турчин.

Или другой перл: «Помощник [депутата] должен обязательно иметь среднее специальное образование или высшее. А я могу быть чабаном, к примеру. И буду сидеть и разбираться в бюджете. Специалисты же городской администрации набираются по требованиям тарифно-квалификационного справочника. То есть депутат претендовать на роль специалиста не должен. Кто такой депутат? Проводник между жителями и властью. А не подмена этой власти», – отрицает причастность депутатов к власти Григорий Турчин, искренне считая властью только исполнительную ее ветвь.

Несмотря на всю перлообразность речи, почти все обратили внимание на то, что в каком бы СМИ или на какой бы трибуне г-н Турчин ни выступал с речью, все выступления почти под копирку накладывались одно на другое, выдавая один и тот же однажды заученный черновик не просто одинаковыми предложениями, а целыми абзацами. Одни и те же выражения, слово в слово, звучали и на сессиях гордумы, что не оставило никаких сомнений, в чем состоит роль «несогласного».

Основной задачей региональной власти на первом этапе «штурма Пскова» стало просто снижение и дистанционное разрушение, без входа в прямой «клинч», позитивного имиджа политической элиты областного центра, сформированной вокруг Ивана Цецерского. Разумеется, у Цецерского на ответные шаги недостаточно публичных ресурсов, поэтому и его политические сторонники, и городская пресс-служба заняли оборонительную позицию, не предпринимая жестких выпадов. Иван Цецерский сохранил осторожность и не дал повода еще раз обвинить себя в политическом сепаратизме.

Однако, судя по хватке и прямолинейности действий, рано или поздно вопрос о захвате политической власти в Пскове встанет в полный рост. И, судя по всему, предполагаемой альтернативой со стороны администрации области, может стать именно Григорий Турчин. Выбирали, видимо, не того, кто справится, а того, кто согласится: изначально выбор был невелик.

Нужно признать, что в пылу борьбы, особенно мотивированной политической местью, можно нечаянно не только променять шило на мыло, но и остаться без оных: представим себе, как глава города Пскова Григорий Турчин, привыкнув получать из администрации области шпагралки на все случаи жизни, принял, что называется, «город на себя» со всеми его нынешними проблемами, о существовании многих из которых депутат, возможно, еще даже не догадывается. Насколько хватит терпения у перегруженных многими заботами региональных чиновников каждый день по пять раз кряду давать «технические задания»?

Между тем информационная борьба вполне может перейти либо в политическую сатиру, либо в прямую потасовку. Тот же «товарищеский суд» тоже стал одним из факторов публичной борьбы: как стало известно позже, пресс-служба городской Думы не планировала приглашать представителей СМИ на заседание крмиссии по этике и делать событие гласным. Однако «другая сторона» журналистов пригласила: Григорий Турчин пришёл на заседание комитета по этике с «информационной поддержкой».

Именно на заседании комитета по депутатской этике вдохновленный перспективой настоящей политической борьбы Сергей Никифоров вручил опешившему Виктору Дуле заявление о том, что его не далее как 15 августа (!) 2012 года оскорбил через СМИ глава города Иван Цецерский, призвавший «пинать» Никифорова и других депутатов для пущей работоспособности. «Если комитет последователен, то он должен рассмотреть и этот вопрос», – сказал счастливый от самой постановки вопроса депутат.

Случайно вспомнилось: во время бюджетных дискуссий «яблочник» Артур Гайдук заметил, что коллега Никифоров выступает в роли «адвоката дьявола». Наверняка, если Сергей Иванович последователен, в ближайшее время комитет по депутатской этике получит жалобу и на Гайдука. Ведь вряд ли Никифоров согласен признать, что выступает в такой роли.

Любящий публичность Иван Цецерский решил поучаствовать в комедии и опубликовал развернутый ответ, где назвал заявление Никифорова «нормальной практикой рассмотрения спора», но при этом не без сарказма заявил: «От своих слов я не отказываюсь. Конечно, мной не вкладывался в это слово буквальный смысл – «толкать ногой». Я имел в виду «требовать», «обращаться к депутату», чтобы они, как и депутат Никифоров, готовили в городскую Думу не только депутатское обращения с просьбой что-то сделать, но и прорабатывали с администрацией города какой-либо вопрос так, чтобы он был включен в план финансирования из городского бюджета».

Дело завертелось! Не успел Иван Цецерский выступить с комментарием, как последовал ответ от его нынешнего оппонента Григория Турчина: в развернутом и пересыпанном комплиментами самому себе интервью «Псковской Ленте Новостей» Григорий Михайлович, с одной стороны, попытался всё же смягчить углы, с другой – еще раз обозначил свою особую позицию и даже (наконец-то!) некие амбиции на некий руководящий пост в городской Думе, заявив: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». А что генералом – можно и маршалом стать, причём даже не будучи солдатом. Правда, не прослыть бы потом «табуреткиным», вот в чём проблема.

Денис КАМАЛЯГИН


1 См.: А. Алесин. Дрожать и бояться!// «ПГ», № 48 (620) от 12-18 декабря 2012 г.
2 См.: К. Минаев. Назад, в нулевые // «ПГ», № 45 (617) от 21-27 ноября 2012 г.; К. Минаев. Нет денег – нет бюджета// «ПГ», № 46 (618) от 28 ноября – 4 декабря 2012 г.
3 См.: А. Алесин. Пожинатели снега// «ПГ», № 47 (619) от 5-11 декабря 2012 г.
4 См.: Д. Камалягин. Не стой под стрелой // «ПГ», № 49 (571) от 21-27 декабря 2011 г.; Д. Камалягин. Не в свои сани // «ПГ», № 50 (572) от 28-31 декабря 2011 г.

Дополнительная информация