Битва при Соборе Рождества Богородицы
- Подробности
- Опубликовано 30.07.2012 05:11
- Просмотров: 3019
Надо сказать, что момент оказался крайне неудачным, если не считать, конечно, что это один из элементов общефедеральной кампании по подставлению РПЦ и всё сделано осознанно. С одной стороны вроде бы поддерживается стремление РПЦ расширить и значительно зону своего влияния, с другой стороны, этот процесс вызывает острую обратную реакцию, подрывающую позиции церкви и отталкивающую от неё образованные слои населения. По сути вопроса, совершенно понятно, что это инициатива обладминистрации, сам по себе Комитет культуры никогда бы не додумался до такого шага. Конечно, смысла особого в передаче нет, тем более сами власти успокаивают общественность, тем, что ничего не изменится. Ну, если не изменится, то и передавать не надо. История с передачей Собора Снетогорского монастыря дошла до федеральной Ленты.ру. Епархии же это приобретение обойдётся слишком дорого. Насколько это опасно, сказать однозначно сложно, но в любом случае тут не нужен даже нулевой риск. Реставратор фресок Сарабьянов высказался отрицательно: "Он отметил, что все его комментарии предварительные, поскольку он лично пока не видел документов и не знает полного их содержания. «А вообще, если все так, как вы говорите, то ничего в этом хорошего нет. Я надеялся, что все-таки мы найдем консенсус и найдем форму совместного использования храма как объекта богослужебного – вне всякого сомнения, так и должно быть – но и, одновременно, чтобы этот храм находился в ведение музея и в состоянии музейного хранения. Главное – хранение, потому что, конечно же, действующая церковь и действующий монастырь не могут обеспечить должного хранения этого уникального памятника», - отметил он.
«Я надеялся, что это будет на каких-то паритетных началах и на нормальных отношениях, но если сейчас это решается вот так категорически, то меня это, честно вам скажу, приводит в некоторое замешательство. Я думаю, что монастырь понимает ценность этого храма и понимает его уникальность, и уникальность его фресок. Мне казалось, что и матушка Людмила, и епархиальное управление осознают, что необходимо у этого храма иметь особый статус», - продолжил Владимир Сарабьянов.
Реставратор выразил сожаление таким решением, принятым без широкого обсуждения: «Всякие такие действия приводят к тому, что доверие утрачивается у различных структур – у музея утрачивается доверие к церкви, у церкви утрачивается доверие к музею, у министерства культуры утрачивается статус этого учреждения как некоего гаранта сохранения культурного наследия. И эти действия не очень правильные – их надо организовывать по-другому, коллегиально, а не единичными такими решениями, где кто-то чего-то решил, что-то предпринял. Все равно в результате это все будет обсуждаться на более высоком уровне, потому что это памятник федерального значения».
Хранительница фресок Круглова вообще не собиралась отдавать ключи: "Практика последнего времени показала очень серьезную тенденцию. Последний факт, который мы зафиксировали, показал, что активное хозяйственное использование территории монастыря в условиях действующей монастырской обители очень негативно сказывается на состоянии храма. Речь идет о движении тяжелого, многотонного строительного транспорта вокруг собора. Это привело к тому, что образовалась новая трещина по северной стене на реставрационной вставке 2009 года», - поделилась своей тревогой хранительница монументальной живописи псковского музея-заповедника.
«По этому поводу мы все задокументировали, составили служебную записку и акт, которые направили председателю областного госкомитета по культуре Александру Голышеву и директору музея Юрию Киселеву. Но вот парадокс: мы эти документы подготовили 17 июля, когда за нашими спинами директор музея подписал вот это соглашение о расторжении с Росимуществом – не поставив нас как хранителей в известность. То есть сама процедура была кулуарной: за спиной, тайно – как будто мы решаем вопрос просто обыкновенного здания, а не судьбу наследия, на которое имеют право огромное количество людей», - добавила хранительница.
Она отметила, что как хранитель отвечает за сохранность памятника, но кроме приказа о передаче ключей никаких других бумаг не получала – в том числе даже не был составлен акт совместной проверки состояния памятника перед передачей. Также Таисия Круглова выразила сомнение в возможностях Росимущества поддерживать режим сохранности уникальных фресок. В связи с этим она заявила корреспонденту, что завтра утром не собирается передавать ключи от собора".
Псковская интеллигенция в лице Шлосберга, Голубевой и Ко быстро развернула соответствующую кампанию, которая явно будет популярна, так как нет достаточного обоснования этой передачи, а опасения не выглядят совсем уж беспочвенными. Шлосберг выдвинул и возможный корыстный мотив освоения федеральных средств. Не думаю, что в этом дело, но народ склонен к простым раскладам: "Псковский собор с уникальными фресками решили передать РПЦ
Cобор Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря, находившийся в ведении Псковского музея-заповедника, передается РПЦ. "Псковская лента новостей" 25 июля сообщила, что 17-го числа директор музея-заповедника Юрий Киселев подписал соглашение с руководителем территориального управления Росимущества в Псковской области Александром Сребролюбовым о расторжении охранного договора, согласно которому собор был передан музею на безвозмездное пользование.
Договор действовал с ноября 2001 года и был прекращен по обоюдному согласию сторон; таким образом, собор потерял музейный статус. О расторжении договора стало известно тогда, когда хранитель монументальной живописи собора Таисия Круглова получила приказ "О передаче ключей от Собора Рождества Богородицы". Из него следовало, что Круглова должна была отдать 26 июля ключи от собора в Росимущество, однако она отказывалась это делать. Потом ключи должны были быть переданы религиозной организации при монастыре. В интервью "Псковской ленте новостей" Круглова заявила, что такое соглашение было бы законным, если бы речь шла об архитектурном памятнике религиозного значения, однако собор является федеральным памятником культурного наследия с уникальными фресками, которые необходимо тщательно охранять. Кроме того, в соборе не завершены ремонтно-реставрационные работы по архитектуре и монументальной живописи, которая должна находиться под наблюдением хранителя.
Таисия Круглова также рассказала, что не знала о соглашении о расторжении договора. "Директор музея подписал соглашение <...> – не поставив нас как хранителей в известность. То есть сама процедура была кулуарной: за спиной, тайно – как будто мы решаем вопрос просто обыкновенного здания, а не судьбу наследия, на которое имеют право огромное количество людей", – отметила хранительница фресок. По данным "Псковской правды", 26 числа Сребролюбов передал распоряжение митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию о том, что памятник начала XIV века с первыми образцами псковской настенной живописи переходит в пользование религиозной организации монастыря. В течение 30 дней должны быть приняты новые охранные обязательства в отношении собора.
Заместитель губернатора Псковской области Максим Жаворонков настаивает на том, что передача собора Снетогорского монастыря происходит законно (Проблема совсем не в формальной законности, а в целесообразности, как политической, так и в плане охраны памятников - ППЪ). При этом против данного шага активно выступает культурная общественность (в том числе реставратор фресок Владимир Сарабьянов), указывающая на угрозу фрескам. Кроме того, против передачи собора высказывается депутат Псковского областного собрания Лев Шлосберг. Шлосберг написал три письма – прокурору Юрию Чайке, заместителю министра экономического развития, руководителю Росимущества Ольге Дергуновой, а также министру культуры России Владимиру Мединскому с требованием приостановить процесс передачи памятника культуры. На документы можно посмотреть здесь.
Передача собора РПЦ стала возможна после принятия в 2010 году закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения".
Собор Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря был построен в 1311 году. Собор, расписанный в 1313 году, представляет собой уникальный памятник древнерусской монументальной живописи начала XIV века".