Масленица. Разбор полётов
- Подробности
- Опубликовано 11.03.2010 10:24
- Просмотров: 3529
Хотя ажиотаж давно спал, тема масленицы продолжает волновать наблюдателей. ППЪ получил ( на наш е-мейл - Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) материал, посвященный этому событию. Под названием "Чужой праздник". На мой взгляд, название не совсем отражает общую оценку самого же автора, а скорее акцентирует внимание на одном из аспектов - идеологическом обосновании.
"Чужой праздник
Прошел месяц после самого шумного события минувшей зимы в Пскове – так называемой Всероссийской масленицы. Много было высказано об этом «амбициозном» проекте и до и после, и теперь времени прошло достаточно, чтобы все взвесить, разложить по полочкам и подвести итог. Главный вопрос, на который нужно найти ответ: стоит ли овчинка выделки и есть ли народнохозяйственный смысл в том, чтобы в том же формате Всероссийской масленицы и с такой же организацией проводить этот праздник в предстоящие годы.
Начнем с позитива. В целом это всегда хорошо, когда кто-то хочет сделать что-то хорошее. «Развивать событийный туризм», «амбициозный проект»… - задумка звучала звонко и увлекательно, как наш ответ Великому Устюгу, сделавшему себя Родиной Деда Мороза.
Все эти акценты позитивны. Упоминание Псковской области в позитивном контексте праздника тоже никогда не лишнее. Псков прозвучал по центральным каналам, звал к себе в гости...
Приехали гости, потратили определенное количество денег на территории Псковской области. Гостиницы в рамках своих весьма скудных возможностей по размещению гостей отмечали аншлаг. Для февраля, который всегда мертвый месяц для сферы туризма,- это великое дело. Ощутила хорошую подпитку сфера общепита. Подзаработали русские и нерусские торговцы на продаже шашлыков, блинов и тому подобного. По некоторым, например, данным, в первый же день праздника шашлыка было продано столько, что ушел четырехдневный запас мяса. Заработали и некоторые псковские лошадники. Нищета псковского коневодства такова, что во всей области нашлась для Всероссийской Масленицы всего одна конная тройка, и та запряжена не по-троечному, потому что нет денег на упряжь, - хомуты да веревки, и лошади в ней собраны разных пород, размеров, мастей, тощие и явно овсом не кормленные. Конечно, для такой нищеты заработки на Масленице – жизненно важный глоток воздуха.
Удался ли праздник? Конечно же, праздник был. Собралось много-много людей, пили-ели, бродили по площадке, катались на всякой всячине, смотрели фейерверки по вечерам, Сцена не умолкала, и люди возле нее толклись.
Еще один позитив – порядок был обеспечен. Драки и потасовки не омрачили праздник, сотрудники соответствующих служб несли свою службу исправно, аккуратно гасили в зародыше конфликты.
Что вспомнится о празднике? Были ярко украшенные торговые ряды, и чучело с распростертыми ручищами стояло на льду реки Великой. И блины покупали с аукциона, и по слухам какой-то чудак купил блин то ли за 100, то ли 300 долларов…
Ну так что же не так? Почему же волна позитива, которую изо всех сил нагнетала областная пропаганда, наткнулась на холодную стену критики и буквально разбилась об нее?
Начнем с того, что Всероссийская Масленица, очевидно, не была концептуально продумана. Это настоящий Дед Мороз в природе существует один, соответственно и терем у него может быть один, пускай где-то в Великом Устюге. Но никак нельзя сравнивать с этим брендом целую Масленицу, которая испокон века и была сама по себе общероссийская, общенародная. Это праздник каждой деревни, каждого города, каждого сообщества совместно проживающих людей. Потому что чучело-зиму важно сжечь именно на своей земле, чтобы именно на ней был хороший урожай.
Так при чем здесь Псков?
Объяснение в виде лозунга «Россия начинается здесь» звучит как минимум наивно. Может быть, оно должна как-то льстить самому псковичу, если бы не звучало как-то фальшиво. Спорный он, этот лозунг, как ни крути. Тут почему-то вспоминается песенка из детства: «С чего начинается Родина?» Получается, жителей, допустим, Твери или Новгорода, или Москвы! – зовут в Псков, потому что именно в Пскове «начинается Россия». Да они же обидятся! Похоже, этот лозунг может не вызвать усмешку разве что у жителя Санкт-Петербурга, города намного более молодого, чем Псков и праздник Масленицы.
Таким образом, организаторам торжества надо было для начала все-таки попытаться ответить на вопрос: нужна ли вообще центральная Масленица России, ее народу? И даже если она нужна, то почему именно в Пскове? Может, в самом Санкт-Петербурге она собрала бы куда больше народа, в том числе иностранцев, не говоря уже о преимуществах Москвы. Попытка действовать по принципу «кто первый встал, того и тапки» здесь не годится, потому что весовая категория у Пскова, какими бы большими не были его амбиции, смехотворна, чтобы натянуть на себя целую Масленицу.
Амбиции должны быть обоснованными. Если бы ученые вдруг обнаружили, что именно с Псковской земли пошла целая традиция отмечать Масленицу, или хотя бы часть общепринятых масленичных обрядов, то выбранный для мероприятия бренд был бы оправдан.
Праздник Масленицы, все ее обычаи и обряды – это результат народного творчества, произведение культуры, созданное сотнями поколений, и, чтобы по-настоящему выделиться на фоне всей страны и претендовать на собственную исключительность, надо внести в эту «картину» какой-то очень заметный штрих – создать новую традицию, которую повсюду примут… Но этого же не произошло.
Вот почему заявка на «всероссийскость» воспринималась скептически прежде всего самими жителями города Пскова. А в ходе праздника было замечено много шероховатостей, которые и вовсе выдали весьма небрежное отношение организаторов к традициям. Например, мясное пиршество – благо у нас полно желающих поторговать шашлыками и их нетрудно пожарить – оно ведь совсем некстати в неделю Мясопуста, когда наши предки вообще-то не ели мясо. Или чучело… У предков оно не стояло вот так, пустые руки по сторонам, и не было чучелом ради чучела, чтобы просто сгореть – в руках у него должна была быть сковорода или блин – все это символично и имеет свой магический смысл. Чучело сулило урожай и плодородие…
Ну да ладно. Хорошо хоть такое чучело успели изготовить. Говорят, Масленица организовывалась в бешеной спешке и с большими накладками. Во многом мешало скептическое отношение тех немногих псковичей, которым давали подряды. Не сразу нашли желающих изготовить главное чучело, едва ли не в последнюю неделю, поэтому и получилось оно не доброе - с огромными грудями, как на эскизе, а какое-то худоватое. И ледяные горки для детишек сделали, как говорится, не подумавши, по каким-то каскадерским чертежам – дети должны были отвесно лететь с них и втыкаться копчиком в землю, наверное, чтобы надолго запомнилось катание. Недоделки и недоработки здесь и там выдавали авральность подготовки праздника. Хорошая была идея – приезд Деда Мороза из Великого Устюга. Хорошая фишка, раскрученный персонаж, да только обставлено все было так, что мало кто из простого народа на празднике вообще знал о его приезде. Дед Мороз пришел на сцену, ушел - никто и не вспомнит его. Потерялся он в гуще других, ку
да более рядовых событий праздника.
Были и проколы очень серьезные – организаторы не слишком озаботились вопросом безопасности. Тонкий лед в устье реки Мирожи угрожал провалиться под толпой людей, но люди все равно там толклись. И когда жгли чучело, толпу народа допустили на лед, который затрещал. Чудом не случилась беда… Можно ли это назвать безответственностью или безалаберностью?..
Масленица – это традиционно народный, свой праздник, но в Пскове он получился какой-то чужой, и сами псковичи в большинстве чувствовали себя на масленичной площади гостями. Еще до самого события разнесся слух, что торговая площадь «скуплена питерцами», и эти питерцы продают точки псковским коммерсантам. Цены, правда, назывались не очень большие, но все понимают, что они такие, потому что пробные – на первый год.
Все это воспринималось псковичами так, как если бы праздник им навязали, чтобы заманить их на эту праздничную площадку и там собрать с них побольше денег. Конечно, и в прошлые годы было не без этого. Тоже была праздничная площадь, и приходили туда люди со всего города, и тоже там была торговля, но хотя бы это было все свое и все свои, а тут деньги питерцам отдавать!
Естественно, что при таком раскладе Всероссийская масленица в Пскове никак не могла быть общенародным праздником. Что это было: хотели организовать настоящее торжество для населения, создать традицию, или просто повод для отъема денег у населения? Грань между этими задачами очень сильно стерлась.
Масленица могла бы по-настоящему рассчитывать на успех, если бы при тех же вложенных деньгах ее организовывали не питерские, а псковские работники культуры. У нас творческих работников не меньше, и знаний у них исторических тоже не меньше. Наверное, опыт организации 200-летия А.С.Пушкина, 1100-летия Пскова, гремевших на всю страну, о чем-то говорит. И к разным тонкостям в организации торжества они бы подошли, возможно, более ответственно, и народ откликнулся бы с куда большим энтузиазмом. Могли привлечь трудовые коллективы предприятий, школьников и студентов – все бы внесли свою лепту в эту Масленицу, и тогда это мог бы быть поистине псковский праздник…Но только ни в коем случае не «Всероссийская масленица», а большая Псковская масленица для всей России – надо все-таки стараться быть более или менее адекватными в своих амбициях.
В общем, питерской Масленице в Пскове очень сильно не хватило народного энтузиазма, без которого праздник не праздник.
Псковичей, конечно, заинтриговали мощной рекламной кампанией. «Надо сходить посмотреть, что это за такая общероссийская Масленица», - говорили люди. Однако на деле вышло, что авторы рекламной кампании, стремясь завлечь в торговые ряды как можно больше народа, создали слишком завышенные ожидания, которые в итоге не оправдались, вот организаторы мероприятия и получили критику по полной программе.
Об экономическом смысле этой затеи можно спорить. Надо иметь в виду, что и в прежние годы в Пскове широко отмечали Масленицу. Гулянья рассредоточивались по всему городу с центральной площадкой на Октябрьской площади. И там всегда были концерты, игры, конкурсы, призы и так далее. Конечно, местные торжества проигрывали в оформлении. Но народ собирался, точно также тратился на блины, сувениры и катание на лошадях. И никто не хулил организаторов праздников, потому что организаторы не объявляли заранее ни о каких амбициях. Конечно же, организаторы и не ставили целью завлекать на псковскую масленицу иногородних гостей. Но и затраты на организацию праздника были несравнимы с нынешними.
По разным оценкам в организацию было вложено около 25 миллионов рублей, вроде бы 10 миллионов – только из областного бюджета. Получается, что все эти деньги предназначались к тому, чтобы привлечь иногородних гостей. Псковские-то люди и так бы пошли на Масленицу, как они это делали каждый год. Очевидно, что, даже если на праздник приехало 10 тысяч человек, то эти затраты не отбились бы, тем более что бюджетные миллионы практически все ушли из экономики области – они достались питерским и московским людям (организаторам, рекламщикам и т.д.)
Можно было бы предположить, что это инвестиции с расчетом на перспективу – допустим, еще через несколько лет Масленица разовьется и начнет уверенно отбивать вложения. Но чтобы это было возможно, нужно завозить из других городов не меньше 40-50 тысяч гостей. Иначе доходов от Масленицы будет явно недостаточно, чтобы оправдать десятимиллионные вложения при двадцатипроцентном дефиците областного бюджета.
Но столько гостей никогда не будет, если не изменится концепция и подход к организации праздника. К таким «амбициозным» проектам надо готовиться нормально – в течение всего года. Чтобы привлечь десятки тысяч гостей, псковская Масленица должна быть очень самобытной, удивительно креативной, обязательно организованной местными людьми и трудовыми коллективами, на порыве народного энтузиазма, с соблюдением исторических тонкостей, с созданием дополнительной инфраструктуры. Питерские люди пускай организуют Масленицу в Питере.
Только своя, самобытная Масленица будет давать доходы региону в целом. Но для этого и работа с приезжими должна вестись специальная - им нужно предложить не просто пьянку на массовом мероприятии, а целые туристические масленичные туры по области – чтобы им точно было что вспомнить, чего они не увидели бы в любом другом регионе России.
И еще – Пскову нужен харизматичный персонаж, который будет олицетворять местный праздник. Дед Скобарь годится разве что для питерских обывателей, для псковичей слово «скобарь» имеет весьма неоднозначное звучание, возможно, даже негативное, несколько оскорбительное, что и по сей день является предметом дискуссий у историков. Надо понимать, что главное лицо праздника – результат долгого творческого поиска, это и есть гениальный ответ на вопрос: «А тот ли вообще праздник мы выбрали, чтобы отличиться на всю Россию?»…
Василиса Премудрая