Турчак и Козловский получили поклон от доброжелателей

Предстоящая годовщина смены власти на Псковщине и прихода в регион А.А.Турчака уже даёт себя почувствовать. "ПГ" сделала обзор, полный здорового скептицизма, а вот на федеральном сайте Скандалы.ру наехали посерьёзнее. Правда претензии всё больше общестилевого плана, конкретики фактически нет:

"Пассажир.

  Или итоги годового правления Андрея Турчака на Псковской земле 

Около года назад губернатором Псковской области стал Андрей Турчак. Год у власти – срок достаточный для того, чтобы подвести некоторые итоги, осмыслить действия, предпринятые новым губернатором и понять, оправдались ли надежды на то, что новый глава области коренным образом изменит ситуацию на Псковщине. Можно уже сейчас сделать выводы о том, насколько он справляется с работой, чего он ждет от нее, и чего ждать жителям области.

Для того, чтобы понять, чего ждали от Турчака наши сограждане, нужно вспомнить то, что было в регионе до его прихода. К сожалению, прежние губернаторы нашего края не отличались особой прогрессивностью, не были продвинутыми, яркими, харизматичными лидерами. Первый из них, словно по иронии судьбы, носил весьма характерную для такого человека фамилию - Туманов. И надо сказать, что его сущность полностью соответствовала этой фамилии – это был туманный, бесцветный человек. Он ничего не сделал для области, этакий средний чиновник, словно сошедший со страниц чеховских рассказов персонаж… Он не был хозяйственником, не был политиком, не был лидером. Он был никем. И область при нем испытывала самые худшие свои времена. Она была никакой.

На место Туманова, потерявшегося среди таких же серых московских чиновников, пришел Евгений Михайлов, человек отнюдь невыдающегося ума и случайный во власти. Единственной яркой чертой его биографии можно назвать принадлежность к ЛДПР, да и то в прошлом. Однако в ЛДПР Михайлова не научили работе хозяйственника и руководителя. Поэтому в кресле губернатора Евгению Михайлову пришлось несладко – ему многому надо было учиться. Пока он учился, область катилась под откос. Но лучше всего из науки руководства областью этот человек постиг науку прогибаться перед вышестоящим начальством: только благодаря тому, что он сумел ловко выпрашивать подачки, в частности у полпреда Северо-западного округа Ильи Клебанова, наша область как-то выживала и продолжала свое бедственное существование.

Следующим главой области стал Михаил Кузнецов. Он отличался от двух предыдущих начальников в лучшую сторону: был деловит, вроде бы обладал качествами, нужными губернатору – волей, напористостью, силою, знаниями о реальной жизни. Ведь в прошлом Кузнецов был бизнесменом, и эта практическая работа в гуще жизни дала ему знания и представления о том, что такое доход и расход, а также умение выживать, принимать решения и проводить их в жизнь. Казалось бы, чего еще нужно? Расцвет области не за горами! Но, к сожалению, наличие ценных качеств еще не делает человека мудрым политиком. Все свои таланты губернатор обратил не на мир, а на войну - с федеральным центром, с полпредом Клебановым, со многими политиками. Он поссорился с мэром Пскова, хотя, к своей чести, с мэрами других городов Псковской области сохранял хорошие отношения. Кузнецов понимал, что они являются его опорой, и это можно поставить ему в заслугу (тут авторы явно попали впросак и показали, что знают ситуацию в области понаслышке, всем известен затяжной конфликт Кузнецова с мэром Великих Лук Голубевой, которую он пытался заставить уйти с поста, но не смог, а других мэров в области и нет - ППЪ).

И вот, год назад, губернатором Псковской области стал 33-летний сенатор, заместитель секретаря президиума генсовета партии "Единая Россия" по вопросам молодежной политики, развития физической культуры и спорта Андрей Турчак. Этот ставленник из Питера стал одним из самых молодых губернаторов в России. Существует такое расхожее мнение, что молодой губернатор должен стать проводником модернизации и инноваций. Тем более, что именно эти идеи продвигает в массы Президент России Дмитрий Медведев, а Турчак был одним из главных единоросов – тех людей, которые должны проводить политику президента в жизнь. Другой неоспоримый плюс, кроме молодости и физической крепости, политические эксперты видели в том, что новый губернатор – варяг, что он приехал из Санкт-Петербурга, а следовательно, он не укоренен во внутриобластных элитах, не имеет здесь своих интересов, не интересуется местными разборками и многолетними ссорами, и, значит, не будет вставать на ту или иную сторону. Наоборот, мечтали эксперты, он увидит в области настоящих людей, он выдвинет их и станет на них опиратьсяи…

Но итоги года, прямо скажем, не совпадают с этими ожиданиями. Во-первых, как ни странно, несмотря на молодость губернатора никакой новой креативной и инновационной политики не последовало. Да, честно надо сказать, обещания были. Но за ними - ничего. Нельзя сказать и то, что как личность Турчак - яркий губернатор, что он лидер. Скорее, он похож на солидного осторожного бюрократа.

Но внешность – это ладно, дело десятое. Что с бюджетом? С деньгами? Ведь губернаторов оценивают отнюдь не по их красоте и спортивным достижениям, а по тому, как живет область. Так вот, с бюджетом все плохо. Андрей Турчак на популистские инициативы израсходовал увесистую часть бюджета Псковской области. Просто, чтобы выглядеть хорошим. И если при прижимистом Кузнецове бюджет области был профицитным, достаточным, то теперь он стал дефицитным. А причина - неграмотное руководство и… желание нравиться (очевидная ерунда, бюджет Москвы тоже дефицитный, но это не значит, что он менее достаточен, чем на Псковщине при Кузнецове - ППЪ).

Зачем? Затем, чтобы создать видимость работы. За год своей деятельности Турчак не решил практически ни одной насущной живой проблемы, которые есть в области, но пытался делать вид, что решает. Вид, видимость – ключевые слова, которые помогут нам понять сущность нынешнего псковского губернатора и будущее его и области.

Итак, чтобы во всем разобраться, зададим вопрос – стоило ли ждать от Турчака каких-то адекватных действий на месте губернатора и чего ждать от него в будущем? Может, он развернется? Покажет свою силушку богатырскую? Нет, чуда не происходит. Ведь как некогда писал великий Николо Макиавелли, «политика государства объясняется не потребностями народа, а нуждами государя». Исходя из этой мудрой мысли, мы можем понять, как будут дальше развиваться события в Псковской области. Потому что потребности, которые есть у нашего местного «государя» - Андрея Турчака – вполне понятные и очевидные.

Андрей Турчак – сын Анатолия Турчака, одного из крупных фигур Санкт-Петербурга, президента холдинговой компании "Ленинец". Отец нынешнего губернатора Псковской области занимался дзюдо вместе с Владимиром Путиным и позиционирует себя как личного друга премьер-министра. Ни для кого ни секрет, что именно заботливый отец устраивал Турчака-младшего в «Единую Россию», именно он обеспечил ему место сенатора, а вот теперь посадил и в губернаторское кресло. Из всего этого совершенно очевидно, что Турчак-старший и дальше планирует устраивать карьеру сына и будет опекать его и обеспечивать достойными местами, пока будет жив и влиятелен. Понятно, что при таких исходных данных никакими собственными дарованиями Андрей Турчак не может блистать. Никогда он не работал на земле, никогда не видел, как живут обычные, нормальные люди, ничего не добивался сам. Все ему, что называется, валилось с неба, все устраивалось родителем, взявшим на себя роль доброго волшебника. И естественно, что человек, никогда не добивавшийся ничего сам, не обладает нужными губернатору качествами: волей, упорством, вниманием к другим людям, хозяйственностью…

Но все это, похоже, никого не волнует. Карьера сына уже предопределена отцом, и дальше все должно быть не менее замечательно. Турчак сам рассказывает всем, что следующее место, на которое он собрался, – место губернатора Санкт-Петербурга. И к отцу, получается, поближе, и сам всех там знает – как никак вырос в Питере, и отец там со всеми знаком, не даст ребенка в обиду, да и Петербург – это не какая-то там нищая Псковская область, которая является одной из последних в стране по размерам бюджету, а огромный город-донор, вторая столица России, можно сказать. И все там будет хорошо, особенно для обоих Турчаков. Губернаторский срок у Матвиенко заканчивается в 2011 году, то есть, посидеть в губернаторском кресле Турчаку осталось всего-то год-полтора. А потому объективно главная его задача – не поднять Псковскую область, не возродить ее, а протянуть время, пересидеть эти полтора года так, чтобы вроде как и видимость работы была, и в то же время, не случилось чего-нибудь плохого: катастроф, аварий, скандалов, чтобы ни в коем случае не сформировался негативный шлейф у такого «молодого-перспективного».

Кстати, именно этой «стратегией» можно объяснить примитивную реакцию губернатора на ситуацию с домом престарелых в Ямме. Напомним, что тогда в СМИ стали распространятся слухи о том, что со стариками в доме престарелых обращаются плохо, что сотрудники не заботятся о них. Но мало ли, что в СМИ у нас пишут! Всему верить, так повеситься можно!… Вместо того, чтобы разобраться, выяснить, кто прав, а кто нет, узнать, а не являются ли сообщения в прессе банальной провокацией, Турчак просто постановил ликвидировать дом престарелых в Ямме. Стариков развезли по другим домам, а сотрудников уволили - нет дома престарелых, нет и проблемы. И то, что такие решения абсолютно неконструктивны, и что старикам стало только хуже, что санитарки остались без работы в кризис – это никого не волнует. (Идея в целом имеет право на существование, но важно, что авторы не знают о ранении санитарки при переселении, то есть детально обстановкой не владеют - ППЪ)

Но мы не можем осуждать молодого псковского губернатора. В конце концов, он следует своей цели, своей жизненной стратегии. Естественно, что в области есть силы, которые могут устраивать разный шум, мешать Турчаку спокойно и комфортно просидеть в губернаторском кресле оставшееся до повышения время. Это и разные нацболы, которые устраивают митинги и провокации, это разборки местных элит, которые провоцируют политические скандалы, особенно в местном самоуправлении. Однако заложниками этой ситуации становятся, в первую очередь, обычные жители.

Итак, если мы угадали логику Турчака, выходит, что ждать от него особо нечего. Тогда у экспертов возникает справедливый вопрос: а кто будет руководить областью через полтора года, когда Турчак уйдет в более высокие сферы? Кто, в конце концов, в отличие от Турчака, сможет принести пользу области?

Главное, нужно чтобы это был свой, местный человек. При всех плюсах варягов, у них есть существенный минус: человек, который не разбирается в местных делах, для которого область не родная, которого мало волнует, что здесь было до него и что будет после, у которого не болит душа за свой край, похож на пассажира, у которого случилась в пути всего лишь транзитная остановка. Он здесь пережидает время: все раздражает его – нелепые скамейки на перроне, теплый чай в буфете, глупые лица аборигенов. Варяг – это не машинист поезда, нет, он – пассажир, который сидит на диване, читает газету, закинув ногу на ногу, и требует, чтобы его везли комфортно, приносили чай, не стучали громко дверями. Поезд едет сам, ведомый местными элитами, а пассажир капризничает и хандрит из-за задержек.

В общем, толку от такого руководителя-пассажира – ноль, одни капризы. Поэтому нужен человек местный, тот, кто способен быть машинистом. И вот тут-то, нам, псковичам, важно не свалять дурака: если мы выберем человека и объединимся вокруг него уже сейчас, то есть все шансы, что к нашему голосу прислушаются. Если же мы передеремся – пришлют нам очередного варяга, а точнее – пассажира...

Каким должен быть новый областной лидер? С опытом хозяйственника, волей, энергией – качествами машиниста. Таких людей вообще всегда немного, а в Псковской области тем более. Михаил Кузнецов, человек волевой и злопамятный, в свою бытность губернатором всех способных на решительные действия людей «зачистил». Поэтому вся политическая губернская публика – будь то замы и их замы, облдума и т.д. - относится к категории пресмыкающихся. Те, кого привез с собой Турчак после его ожидаемого повышения тоже не останутся в области и нашу Псковщину любить не будут. Был когда-то активным человеком Хоронен, но он уже стар и про него вряд ли кто вспомнит. Таким образом, остается посмотреть на тех, кто возглавляет у нас крупные города.

В Псковской области есть два крупных города – Псков и Великие Луки. Города эти в какой-то мере равнозначные. Великие Луки не уступают Пскову и имеют масштаб областного центра, недаром некогда существовала Великолукская область. И в обоих этих городах есть люди, могущие претендовать на право стать губернатором. В Пскове это сити-менеджер Ян Лузин – молодой, талантливый и энергичный руководитель. Он добился всего сам, и в молодые годы уже стал крупным хозяйственником и бизнесменом. Но при взгляде на него возникает такое подспудное ощущение, что в его лице мы можем получить второго Михаила Кузнецова, которому при всех его достоинствах не хватило мудрости вести грамотную политику, который начал со всеми ссориться и враждовать. Есть у Лузина и определенные пятна на репутации.

Другое дело, сити-менеджер Великих Лук - Николай Козловский. В прошлом генеральный директор ЗАО «ЗЭТО», всю жизнь на хозяйственной работе, имеет волю, авторитет, и не скрывает своих губернаторских амбиций. И в такой открытости намерений нет ничего постыдного – ведь если человек может руководить хоть полком, хоть дивизией, хоть армией, он не должен скромничать и изображать из себя кисейную барышню. Кроме того, Николай Козловский обладает всеми губернаторскими качествами, он целеустремлен и активен. Не последнюю роль играет и то, что Козловский имеет высоких покровителей среди московских силовиков.

Можно было бы рассмотреть и другие кандидатуры, но их, к сожалению, по большому счету, никого нет. Поэтому активной политической элите Псковской области имеет смысл уже сейчас группироваться вокруг Козловского, помогать ему, это, в конце концов, в интересах всех участников политического процесса. Определенные авансы уже получены Николаем Козловским и в Москве. Не стоит некоторым областным начальникам разговаривать с позиции силы, на всякую силу, как говорится, есть другая сила. А если говорить о великолукской оппозиции – то эта «кошка», которая, что называется, может наскрести на свой хребет. Попытки помешать Николаю Николаевичу так же бессмысленны, как борьба с ветряными мельницами. Дело таких злопыхателей бесперспективно.

Можно подождать и проверить наши прогнозы, поверьте, они обязательно сбудутся. Потому что держатся не на анализе всякого рода ангажированных СМИ, а на понимании закономерностей политики и интересов руководящих людей, на объективной логике вещей, а не на амбициях. Потому что субъективные «нравится»- «не нравится» к политике и ее законам не имеет никакого отношения.

Ирина ФИЛИНА

Игорь КУРАНДИН (ссылка)"

Весьма похоже, что наезд связан с Великими Луками, кому же придёт ещё в голову вспоминать в таком контексте Козловского как не великолучанам. Сильнее кошки зверя нет. Вопрос только кто это написал - друзья или враги Н.Козловского. Тут поневоле задумаешься. Исходя из обычной политической логики это подстава в стиле упомянутого Н.Макиавелли. Но, зная хорошо великолучан, не могу исключить и второго варианта, что и друзья могли так его порадовать. С точки зрения федеральной политики имеет значение упоминание о якобы имевших место разговорах о будущей работе в Петербурге. На это могут обратить внимание. Конечно, и общее негативное впечатление также произведено. Загадкой остаётся вопрос, кто и зачем?

Дополнительная информация