Защита культуры - 3

Тема защиты директора музея-заповедника "Михайловское" от неведомых заказчиков уголовного преследования с похожими на ландшафтное рейдерство целями приобретает популярность в федеральных СМИ. Вышла статья на "Росбалте": "Нелитературный беспредел

  Если гений Пушкина еще в ужасе не покинул эти места, то, наверное, с тоской наблюдает за происходящем на псковской земле. Тишь, гладь да божья благодать — так уже давно нельзя сказать о музее-заповеднике «Михайловское», родовом поместье Пушкина, где Александр Сергеевич создавал литературные шедевры. Известные деятели российской культуры уже назвали происходящее в Пушкиногорье в последние полгода беспределом и непристойной ситуацией, причина чему банальна — борьба за заповедную землю. Коттеджная застройка грозит «съесть» всемирно известные усадьбы. А накануне нового туристического сезона у пушкинского музея-заповедника началась новая история — уголовная.

  Следственным управлением СКП РФ по Псковской области в отношении директора музея-заповедника Георгия Василевича было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) и ч.1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог). Директора музея подозревают в том, что благодаря фиктивным командировкам ему удалось присвоить 172 тыс. рублей. Наказание только по первому пункту предусматривает лишение свободы на срок от 2 до 6 лет. Примечательно, что уголовное дело было возбуждено в майские праздники. Сам фигурант узнал о столь серьезных подозрениях на свой счет из средств массовой информации.

  Письма в защиту Василевича уже отправлены в Государственную думу, в Общественный совет при президенте РФ по правам человека, главе СКП Александру Бастрыкину и лично Дмитрию Медведеву. Сотрудники заповедника не сомневаются в честности своего руководителя. «В его честности и бескорыстности мы убедились за долгие годы совместной работы, — пишут они в письме в Госдуму. — Разумеется, при огромной проделанной работе возможны ошибки и недочеты, но, во-первых, ответственность за них несет вся администрация музея, а во-вторых, мы всегда учитывали замечания всех проверок и в кратчайшие сроки исправляли указанные недостатки. Сознательного нарушения законодательства не было никогда». Они удивляются столь пристальному вниманию к «Михайловскому» со стороны надзорных органов в последние полгода, раньше ограничивались одной проверкой в год.

  Как рассказали «Росбалту» в музее, первой, осенью прошлого года, приехала налоговая инспекция. Месяц проводила проверку — никаких нарушений, тянущих хотя бы на административную ответственность, не нашли. Не успели работники распрощаться с налоговой, в гости приехал псковский ОБЭП. Они изъяли бухгалтерскую документацию за 3 года, чем фактически остановили работу заповедника. Месяц проверяли, вновь ничего преступного не нашли. С февраля 2009 года в «Михайловское» стала часто приезжать прокуратура. В апреле пожаловало контрольно-ревизионное управление (КРУ) — оно будет проводить проверку до 22 мая. Эффективно работать в таких условиях очень сложно, говорят музейщики. Стоит отметить, что уже на фоне происходящего, в 2009 году Минкультуры продлило контракт с Георгием Василевичем.

  Известные деятели культуры — Савва Ямщиков, Игорь Золотусский, Владимир Толстой, Валентин Распутин — в открытом письме президенту Медведеву назвали все происходящее в музее беспределом. По их мнению, сложившаяся ситуация приведет к развалу «Михайловского». Как рассказал «Росбалту» заслуженный деятель искусств РФ, председатель Ассоциации реставраторов России Савва Ямщиков, о «непристойной ситуации» в заповеднике они говорят уже давно. Ранее неоднократно обращались к руководителям Законодательного собрания Псковской области с просьбой помочь «Михайловскому». «Но они стыдливо отнекивались, ссылаясь на «руку Москвы», — отмечается в послании к президенту.

  Как считают написавшие президенту, уголовное преследование Василевича не имеет реальных оснований и выгодно лишь тем, кому необходимо убрать его с занимаемой должности. «Мы счастливы быть друзьями Василевича и знаем, сколько ему приходится тратить времени на борьбу с теми, кто пытается разрушить стройную систему заповедника и убрать профессионала с занимаемой должности. Мешает он тем, кто не прочь поживиться здешними землями для строительства дач и коттеджей, раздражает сереньких чиновников своей несговорчивостью»,— говорится в письме.

  Видимо, кому-то очень нужно посадить в кресло директора заповедника более сговорчивого человека. «Вокруг «Михайловского» существует большое количество спорных территорий, охранные границы заповедника во многом зависят от его руководителя. Если он закроет глаза за какую-то мзду, то через 5 лет территория заповедника сильно сократится», — озвучил свое мнение в СМИ советник по культуре губернатора Псковской области Игорь Гаврюшкин.

  Борьба музея с несанкционированной застройкой продолжается уже несколько лет. Стройка идет у Святогорского монастыря, где похоронен Пушкин, в деревнях Зимари и Дедовцы. «Теперь желающих построить здесь себе дачу или загородный дом — тьма, — говорит и.о. директора ГМЗ «Михайловское» Виктор Никитин. — Но строить хотят не по рекомендации Росохранкультуры, а как вздумается. Если строительство пойдет и дальше, то в окружении этих домов усадьбы Пушкина и Ганнибалов будут выглядеть как сарай в современном микрорайоне. Исторические усадьбы одноэтажные, деревянные, небольшие. И музей-заповедник свою главную цель воссоздания пушкинской эпохи потеряет полностью».

  Уже сегодня разрушается мемориальный ландшафт. Безвкусные, слишком габаритные дома-монстры просто «съедают» исторические постройки. В местной газете — масса предложений, чем ближе к родовому поместью Пушкина, тем земля дороже. Пушкинский край медленно, но верно превращается в очередную «рублевку». По каким-то фактам незаконного строительства уже были суды, разбирательства проводила Росохранкультура. «Но сегодня выходишь на Савкину горку, и первое, что бросается в глаза, — это новые современные дома, а не музей Пушкина», — говорят пушкиноведы.

  Современные «помещики», что обживают пушкинские земли — своенравные и недалекие — рекомендации музейных работников игнорируют. Например, в охранных зонах можно строить здания высотой не более 11,5 метров, определенной расцветки, которая не будет разрушать исторический ландшафт. Именно ландшафт является подлинным мемориалом Пушкину. Интересно, что в послевоенное время, чтобы восстановить и сохранить пушкинские пейзажи, здесь не стали восстанавливать железную дорогу.

  Судя по всему, под давлением общественности Следственному управлению СКП по Псковской области пришлось сделать заявление, пытаясь объяснить, а по сути оправдать свои действия. «Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Псковской области официально заявляет об отсутствии какой-либо заинтересованности в возбуждении и расследовании уголовного дела в отношении директора Пушкинского Заповедника Георгия Василевича, — говорится в официальном сообщении. — Возбуждение и расследование уголовного дела направлено на установление истины». При этом особо отмечается, что проверка проводится по материалам Управления по налоговым преступлениям и следственные органы СУ СКП РФ участия в ней не принимали. Кроме этого подчеркивается, что обвинение Василевичу не предъявлено, ведется расследование, а возбуждение уголовного дела требуется по законодательству.

  Пока прокуратура устанавливает истину, директор музея-заповедника уехал в очередную командировку. От работы его пока никто не отстранял. На этой неделе в Московском Кремле открылась международная фотовыставка, посвященная пушкинским музеям. Координатором этого события выступил Псковский музей-заповедник, пока еще имеющий право называться пушкинским.

  Светлана Коробейникова." (ССЫЛКА)

То что была организована кампания по проверкам не вызывает сомнения. Более-менее точно её можно увязать с местными выборами главы района. Тогда АПО Кузнецова-Морозова поддерживала бывшего главу Щуракова и не могла просто так оставить без послдствий выдвижение в кандидаты сотрудницы музея-заповедника. Василевич же по ряду причин не стал бы организовывать на неё давление, тем самым, сам попал под удар. Возможно были и другие обстоятельства, действительно, застройка в пушкинских местах дело склочное, да и в музее всегда была оппозиция.

Дополнительная информация