Круг замкнулся
- Подробности
- Опубликовано 20.04.2011 07:13
- Просмотров: 3021
Колесо фортуны совершило полный оборот, руководителем областной типографии вновь назначен Сергей Биговчий. Его снял Кузнецов после выборов 2004 г., назначив, как тогда говорили эффективного менеджера Зимина, который должен был показать скобарям как надо работать, чтобы приносить большую прибыль. Прибыль была, но в основном от продажи хорошего здания типографии на Рижском. За большие деньги - что-то ок. 75 млн. его купил Соломович под магазин. Проект был безумный прежде всего по экономике, да и потому, что типографское здание было специально сделано под установку тяжелых машин, к тому же все-таки вредное было производство, не самое лучшее место для хранения продтоваров. Деньги вроде все-таки заплатили, хотя я и не проверял, типографию же выселили в приспособленные наскоро помещения гаражного типа. И вот прошло 6.5 лет и вдруг выяснилось, что типография банкрот и не может работать. Ладно, понятно, что она перестала быть региональным культурным центром, в каковой она превратилась при Биговчем, но откуда банкротство то? Громадная кредиторка - ок. 26 млн, при очень маленькой дебиторке, фактически типография остановилась. И в этот момент вспомнили о Биговчем. Но как правильно он сказал в своем интервью ПЛН: "Без помощи администрации типографии не выжить
19.04.2011 19:53 ПЛН, Псков
Чуть больше недели назад Сергей Биговчий официально был назначен временно исполняющим обязанности руководителя Псковской областной типографии. При этом о его - тогда еще неофициальном - возвращении в типографию после 6-летнего перерыва стало известно еще в начале марта. Сергей Биговчий дал эксклюзивное интервью корреспонденту Псковской Ленты Новостей, в котором рассказал о реальном состоянии дел в типографии, причинах упадка отрасли в Пскове и планах по спасению «тонущего корабля».
«Область может лишиться своей типографии»
- Почему вы согласились вернуться?
- Не знаю, мне просто это интересно. Хотя, я, честно говоря, ожидал, что предприятие немножко в другом состоянии. Если говорить прямо, на сегодняшний день она в предельно критическом состоянии.
Фактически, на предприятии сейчас работают порядка 100 человек. Собственник в лице администрации Псковской области озабочен сложившейся ситуацией, поэтому твердо обещает оказывать поддержку для его спасения.
Потому что в противном случае область может попросту лишиться областной типографии, которая существует с 1803 года – именно тогда появилась первая губернская типография, историческими правопреемниками которой мы являемся.
Без процедуры финансового оздоровления и без помощи собственника предприятие не заработает. Но даже если мы получим помощь, нам понадобится минимум 2-3 месяца, чтобы «Псковская областная типография» смогла нормально работать.
Псков
- А областная администрация уже выразила готовность оказать прямую финансовую поддержку?
- Сейчас изучаются механизмы и финансовое состояние, которое, повторюсь, удручающее. Я надеюсь, что рано или поздно будет серьезная проверка. Хотя здесь были достаточно квалифицированные проверки - но это были проверки бухгалтерские. А утечку, скажем, в 40 тонн бумаги может увидеть только человек, работающий в отрасли. Я, например, отчетливо вижу, где могли быть допущены злоупотребления, о чем и готовится доклад руководству. В формате «борьбы с коррупцией», я думаю, оно обязательно примет надлежащие меры.
- В каком состоянии сейчас находится производство? Оно практически остановлено?
- Нет, мы работаем – но приблизительно на треть от нормальной загрузки.
Минимальный объем производства в месяц, чтобы мы могли оплачивать все наши регулярные траты – порядка 3 млн. Хорошо – 4 млн. Теоретически, в будущем можем выйти миллионов на 5, но при благоприятной конъюнктуре.
- Какие первые шаги будет необходимо предпринять?
- Сначала нам надо отремонтировать оборудование и как-то выйти на карту Псковской области. На сегодняшний день – вдумайтесь – областная типография не выполняет никаких (!) псковских заказов, как это не удивительно. То есть, типографии нет на карте псковской промышленности - исчез весь этот пакет заказов: газеты, карты, схемы, планы, бланки, рекламные буклеты. А это все то, что раньше кормило предприятие.
Ну а, помимо ремонта, надо, конечно, сейчас попросту выплатить людям зарплату, заплатить налоги, а дальше уже оглядеться и развиваться - смотреть стратегически.
- А если «взглянуть стратегически»: какое оборудование в первую очередь придется докупать, какую линию запускать?
- Не нормальная ситуация сложилась, когда практически все местные газеты печатаются не здесь, а – кто в Питере, кто в окрестностях Псковской губернии. Поэтому мне, естественно, хотелось бы установить, в первую очередь, хорошую современную цветную газетную печатную машину, соответствующую потребностям местных изданий. Да, на сегодняшний день типография не готово это сделать. Но реально – это такой проект будущего.
«Книга вынашивается как ребенок – 9 месяцев»
- Если говорить о заказах и заказчиках: кто-то из «ваших» бывших клиентов вернулся в типографию сейчас, после новости о вашем возвращении?
- Понимаете, какое тут дело… Разрыв между тем, что сегодня может делать типография, и тем, что нужно сегодня заказчикам, - чудовищно огромный. Какой-то пакет заказов московских я, допустим, принесу, но… прежде надо отремонтировать оборудование. Потому что сейчас типография попросту не в состоянии повторить то, что делала 6 лет назад. Она сосредоточилась на производстве фактически нескольких типов достаточно простой продукции.
Я не буду сейчас осуждать по этому поводу бывшее руководство – возможно, у него конъюнктура рынка была такая. По сравнению с временем середины 2000-х ситуация вообще глобально изменилась.
Да, может быть удобно, когда ты молотишь в неделю 20 тонн бумаги. Но тут есть стратегическая опасность: в один прекрасный момент издательства, которые тебя загружали активно, выключают рубильник заказа и начинают типографию банкротить. А ты беззащитен, потому что выстроенная стратегия предприятия не позволяет перестроиться быстро: выключили «рубильник», и через месяца 2-3 все начинает сыпаться – с другими заказчиками отношения испорчены, или просто оборудования нужного и специалистов нет. Такие механизмы были опробованы там, в Москве, и в других регионах.
Ну хорошо, что тут собственник – государство. И никто не захочет связываться с государством и затевать схему запуска процесса искусственного банкротства. Но немало подмосковных типографий подобным образом прибрали к рукам мегамонстры издательства.
На сегодняшний день типография очень уязвима вот этим зацикливанием на одном сегменте продукции, которую она может делать. Из-за чего посыпалась советская промышленность? Она была немобильна: делали люди автоматы, а вдруг понадобились кастрюльки – и все эти предприятия посыпались.
У нас сегодня такая же проблема: типография фактически может делать только брошюры. И, как правило, их у нас сейчас заказывают издательства, выпускающие образовательную литературу. А там тоже сейчас происходит некая ломка. Так что конъюнктура для нас неблагоприятна.
Но ничего – попробуем выжить.
- Раз уж вы упомянули Москву: расскажите, чем там занимались?
- Я был заместителем директора издательства «Молодая гвардия».
- Курировали больше производственную или издательскую линию?
- Издательскую.
- Какие книги вам интереснее всего издавать?
- Как любой издатель, я хотел бы быть оригинальным, и, отчасти, первооткрывателем. В плане – ввести в оборот какие-то культурные слои, неизвестные на сегодняшний день. Например, открыть какого-то интересного писателя, или обнародовать интересные исторические документы, или опубликовать какие-то новые важные исследования.
Пункт второй – хотелось бы, чтобы твои книжки были узнаваемы, чтобы они имели свое издательское лицо (а оно у нас было).
Ну и, в-третьих, конечно, хотелось бы и заработать денег. Издательство и типография – это не только культурный центр, но прежде всего коммерческое предприятие. Правда, как правило, культурные книжки, которые покрывали хотя бы свои затраты, уже можно считать успешными. А зарабатывать можно на полиграфии для индустрии туризма. Насколько я знаю, и администрация области ставит во главу угла развитие туризма, и я считаю, что областная типография для этого очень понадобится региону. Обязательно будем активно участвовать в подготовке юбилея Изборска.
- Я слышал высказывание одного из столичных издателей, который так определил свое издательское кредо: «Наиболее успешные издатели – это те, кто делает книги для людей своего круга со сходными интересами». Это всегда так?
- Нет, это, конечно не во всех случаях верно – но мне эта позиция дорога и я ее разделяю.
Большинство потребителей интересует насилие, секс, безопасность… На этом можно заработать быстрые деньги, но мне это издавать неинтересно. Крупные издательства, которые возникли в последнее 20-летие России, издавали в основном малокультурные книжки. «Книжные» состояния зарабатывались на «чернухе». Я знаю только одного крупного издателя, который создал свой холдинг на компромиссах между культурными и массовыми книгами, – это Сергей Кондратов, издательский холдинг «Терра».
- Не так уж давно вернувшийся – так же, как и вы - на свой прежний пост председатель областного госкомитета по культуре Александр Голышев перед стартом книжного форума «Русский запад» заявил, что он связывает ваше возвращение с возрождением псковской книги. Есть ли у вас в планах возрождение издательской традиции «Псковской областной типографии»?
- Мы в свое время выпустили в Пскове 80 книг. Это были 80 самостоятельных проектов. Иногда их издание финансировала администрация области – как правило это были издания, связанные с большими культурными событиями: 200-летие Пушкина, юбилей Пскова… Но большая часть этих проектов была совершенно самостоятельной. Мы их выпускали, и они делали имя типографии, имя области. Это, без хвастовства, был самый известный в России региональный книжный проект.
- Так он может повториться, продолжиться?
- Он может повториться при условии, если мы нормально заработаем через 6-9 месяцев. А в целом книжка вынашивается 9 месяцев – как и ребенок. Странная закономерность, но я ее наблюдал не одну сотню раз.
- Если предприятие встанет на ноги и будет готово к изданию собственного проекта через 6-9 месяцев, то что это будет за книга?
- Планов особых у меня – пока - нет. На сегодняшний день я занят мыслями о том, что надо выплатить людям зарплату, отбиться от налоговой, и нормально работать, уже не так беспокоясь о том, что тебе оставили «в наследство» многомиллионную задолженность.
Сейчас я бы, наверное, решился развивать – и это было бы, думаю, успешным как с издательской, так и с коммерческой точки зрения проектом - продолжение серии «Псковская историческая библиотека».
Если говорить еще более конкретно, то есть такой исследователь хороший – Андрей Михайлов. Вот если бы у него было что-то готово… И потом, в Пскове есть замечательные историки – Владимир Аракчеев, без пяти минут доктор наук, ученый уровня Московского университета. То есть интеллектуальные силы, как собственно и литературные, в области есть.
Я, кстати, работая в «Молодой гвардии» поддерживал связь с Владимиром Аракчеевым. Он, правда, был сильно занят написанием докторской диссертации, но у него лежало – и до сих пор лежит – предложение написать «Бориса Годунова» в серии «ЖЗЛ».
- После того, как вы поработали в Москве в «Молодой гвардии», какие-то ваши прежние решения, стратегии, идеи переосмыслили? Сейчас, уже с новым опытом, что-то в прежних своих решения на должности директора псковской типографии изменили бы? Из Москвы что-то увиделось иначе?
- Ну да, московский опыт, конечно, бесценен. Вопрос интересный – я его себе иногда задавал. И, честно говоря, в тех же условиях я бы даже с новым опытом поступил по-прежнему. Ну, может быть, просил бы у собственника чуть больше денег на развитие производственной базы. Но тогда просить их было сложно. Потому что, скажем, 2004 год – это было еще время лишь накануне «тучных лет».
А вот сами эти «тучные годы» типография, увы, пережила не самым лучшим образом. Придется наверстывать!
Беседовал Сергей Васильев